15 лет назад в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 года №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» по предложению  Министерства образования РФ был начат эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), обеспечивающего совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования (http://base.garant.ru/182981/#ixzz4BY5v8ojp).

Проведение эксперимента было поручено созданным при Министерстве образования Федеральному центру тестирования – ФЦТ, который в то время уже  в течение ряда лет осуществлял платное тестирование школьников 9- и 11-х классов и накопил определенные технологии массового тестирования школьников. 

Как возникла идея ЕГЭ

Идея ЕГЭ возникла в связи с решением Правительства РФ о переходе вузов на подушевое финансирование. В Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденном  Распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000г. №1072-р, предлагалось установить прямую связь между размером государственного финансирования обучения в вузах  и результатами обучения в школе каждого абитуриента. Эти результаты должны были выявляться независимым способом – посредством единых государственных экзаменов (ЕГЭ). Т.о., ЕГЭ предлагался в качестве базового инструмента (средства) внедрения новой схемы финансирования — государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).

Эксперимент по внедрению ГИФО начался в 2002 году и в 2005 году был признан неудачным. Т.о., идея ГИФО провалилась, а ЕГЭ остался.

От эксперимента до штатного режима

Ярым сторонником ЕГЭ в России был тогдашний министр образования В.М.Филиппов, ныне ректор РУДН. В интервью агентству РИА «Новости» он  так пояснил, зачем нужен ЕГЭ:

«В каждом вузе столицы и Санкт-Петербурга есть платные курсы для поступающих, репетиторы, так называемые договорные школы. А для детей из регионов этого нет. Именно поэтому, в соответствии с решением правительства, в России будет введена система единого государственного экзамена, вместо ныне существующей системы выпускных и вступительных экзаменов в вузы» (http://testolog.narod.ru/Ege1.html).

Первоначально проведение эксперимента планировалось только на  2001—2003 гг. Однако, он ежегодно он по разным основаниям продлевался и только с 1 января 2009 года ЕГЭ начал работать в штатном режиме.

Законодательно ЕГЭ был закреплен   Федеральным законом от 09.02.2007 года № 17-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» в части единого государственного экзамена», которым  определялось, что государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, и что результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

Со дня официального опубликования данного документа и до 1 января 2009 года устанавливался переходный период..

Таким образом, ЕГЭ становится обязательной формой ГИА-11  с 1 января 2009 года.

В настоящее время ЕГЭ законодательно определяется   Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 год №273-ФЗ», заменившим федеральные  законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании».

В соответствие с новым законом об образовании приводится вся нормативная база.

Организацию проведения ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – Рособрнадзор совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, через региональные центры обработки информации – РЦОИ.

Разработка заданий ЕГЭ, именуемых контрольно-измерительными материалами — КИМ,  возложена на Федеральный институт педагогических измерений — ФИПИ. До него этой работой, как отмечено выше, занимался Федеральный центр тестирования.

Этапы большого пути

Условно можно выделить несколько периодов  ЕГЭ, имеющих некоторые характерные особенности:

2001 -2003 годы – период начального эксперимента.

В эти годы формируется  нормативная база, готовятся кадры, осуществляется поиск эффективных технологий.

2004-2006 годы – эксперимент продолжается, продвигаясь  вширь и вглубь.

2007-2009 годы – переходный период, завершившийся введением ЕГЭ в штатный режим.

В 2007 году принимается Федеральный закон № 17-ФЗ, согласно которому устанавливается переходный период, по завершении которого ЕГЭ становится обязательной формой государственной итоговой аттестации. С  1 января 2009 года результаты сдачи ЕГЭ в школе одновременно стали засчитываться как вступительные экзамены в вуз. Для получения аттестата школьникам необходимо было сдать два обязательных экзамена — по русскому языку и математике, а в вуз предоставить результаты ЕГЭ по 4 предметам. Выпускник получал аттестат и свидетельство с результатами ЕГЭ, действительное по 31 декабря текущего года.

2010 год.  Прошло 10 лет со дня введения ЕГЭ. В 2010 году число этапов зачисления в вузы уменьшилось с трех до двух. Вузы получили право устанавливать минимальный порог баллов не только по профильному, но и по всем остальным предметам. Подавать заявления в этом году можно было не больше, чем в пять вузов, и не более чем на три направления в каждом.

2011-2014 годы – вся нормативная правовая база ЕГЭ приводится в соответствие с законом «Об образовании в Российской Федерации», принятом 29.12.2012 года.

Создаются: Федеральная информационная система Федеральный реестр сведений о документах об обучении, Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Свидетельство с результатами ЕГЭ отменяется.

2015-2016 годы – существенные изменения в организации проведения ЕГЭ.

Изменяется порядок проведения ГИА 9 и ГИА-11, порядок поступления в вузы и ссузы. Результаты ЕГЭ признаются действительными в течение 4 лет. Реанимируется школьное сочинение.  ЕГЭ по математике делится на базовый и профильный уровни. Значительные изменения претерпевают КИМ: исключается тестовая часть из КИМ по русскому языку, математике, литературе, истории, обществознанию, географии и информатике. По иностранным языкам вводится устная часть, которую ученики  сдают по желанию.

Усиливается  контроль за проведением ЕГЭ: в ППЭ устанавливаются магнитные рамки, «глушилки», в коридорах и аудиториях – видеокамеры, ведется наблюдение в режиме он-лайн,  КИМ распечатываются непосредственно в аудитории, где участники сдают ЕГЭ, многие другие новации.

Ужесточается ответственность за нарушение правил ЕГЭ: школьник, допустивший нарушение, сможет пересдать экзамен только на следующий год; для педагогов,  нарушивших правила, предусмотрен  штраф до 40 тысяч рублей.

Что дальше

Прошло 15 лет со дня введения ЕГЭ. Сегодня единый государственный экзамен – это обязательная форма аттестации всех выпускников школ и поступления в вуз.

Начавшиеся с момента проведения эксперимента,  споры вокруг него не утихают, каждый раз разгораясь с новой силой в период экзаменационной кампании. В Госдуму даже внесен законопроект об отмене ЕГЭ.

Пока такая форма оценки знаний не считается совершенной,   ЕГЭ будет меняться, пока не устроит всех участников образовательного процесса.

Предполагается с 2017 года  убрать тестовую часть из КИМ  по биологии, химии и физике,  в перспективе ввести в число обязательных предметов  ЕГЭ иностранный язык, в ЕГЭ по русскому языку — устную часть и т.д.

P.S. В честь 15-летия ЕГЭ выпущена  в обращение почтовая марка «Единый государственный экзамен», на которой изображен логотип ЕГЭ и слоган «Выбор будущего». Тираж почтовой марки  —  50 тысяч экземпляров, номинал – 19 рублей. Автор художественного оформления марки — Алексей Дробышев.

14 сентября 2016 года в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора прошла торжественная церемония её памятного гашения.

При подготовке использованы материалы:

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 года «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена»

Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2002 года «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена»

Федеральный закон № 17-ФЗ от 09.02.2007 о введении ЕГЭ

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»

http://government.consultant.ru/documents/658051?items=1&page=3

РИА Новости http://ria.ru/education/20090709/176794627.html#ixzz4BWfotWaA

http://edu.glavsprav.ru/spb/ege/history/

https://lenta.ru/articles/2016/06/06/filippov/

http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=5751

Госдуме предложили отменить ЕГЭ

Приказы Минобразования и Минобрнауки, материалы Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ

ЕГЭ: 15 лет в строю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.