Работа по подготовке отчетности, не входящей в обязанности учителя, должна оплачиваться

Как отмечают собеседники “Коммерсантъ FM” (http://kommersant.ru/doc/2735258),   по итогам  международного исследования Teaching and Learning International Survey выяснено, что российские учителя — самые загруженные среди коллег из 36 обследованных стран по объемам бумажной работы. Львиная доля этой работы к педагогике отношения не имеет. При этом зачастую педагогам приходится заполнять документы во внеурочное время и без дополнительной оплаты. Вопрос о сокращении отчетности учителей, не связанной с исполнением ими своих должностных обязанностей, поднимался неоднократно, однако  на  практике существенных изменений пока  не  отмечено. Не случайно  данный вопрос был рассмотрен на заседании Госсовета РФ 23 декабря 2015 года, по итогам которого Президентом России В.В.Путиным Правительству РФ дано соответствующее поручение.Во исполнение поручения проведен анализ документооборота общеобразовательных организаций,  по итогам которого  было подготовлено и направлено руководителям органов управления образованием субъектов Федерации, общеобразовательных организаций, региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза образования совместное письмо Минобрнауки России №НТ-664/08  и Общероссийского Профсоюза образования №269 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» (далее – Письмо).

В Письме, отмечается, что «в результате анализа выявлено избыточное  количество документов, разрабатываемых и принимаемых школой, отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе, применение нерациональных и (или) морально устаревших форм документооборота (в том числе электронного документооборота), дублирование бумажных и электронных форм документов и информации, а также принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся к должностным обязанностям администрации или иных работников школ».

Также перечислены документы, ведение которых является обязанностью администрации, а  которые должен вести учитель.

В частности, в Письме сказано, что участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, не противоречащими  федеральному закону, трудовому законодательству, колдоговору и соглашениям.

Определено, ведение какой документации входит в обязанности учителя. Так,  в соответствии с Федеральным законом об образовании учитель должен иметь утвержденные рабочие программы по предметам, модулям дисциплинам для реализации образовательных программ.

В соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года №761-н (с изменениями,  внесенными приказом этого ведомства от31 мая 2011 года №448-н),  должностные обязанности учителя предусматривают ведение  контрольно-оценочной деятельности с использованием современных  способов оценивания  в условиях информационно-коммуникационных технологий, т.е. ведение электронных форм документации, в т.ч. электронного журнала и дневника обучающихся.

При выполнении учителем функции классного руководителя в его обязанности рекомендуется  включать формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.

А вот «выполнение  учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за  дополнительную плату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя».

Обратим внимание и  на следующие рекомендации.  Для исключения избыточной отчетности и документооборота рекомендовано:

  • исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях;
  • органам управления образованием субъектов Федерации, администрациям школ исключить запросы информации и документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не предусмотренных Порядком аттестации;
  • при проведении аттестации систематизировать и обновлять для самостоятельного использования аттестационными комиссиями  и (или)  специалистами необходимую информацию, на основе которой в соответствии с п.п. 36 и 37 Порядка аттестации устанавливаются квалификационные категории педагогическим работникам, а также осуществляется профессиональная оценка их работы.

Письмо должно быть доведено до сведения учителей, первичных профсоюзных организаций, размещено на официальных сайтах  органов управления образованием субъектов Федерации, школ и региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования в сети «Интернет».

К сведению. Письма не являются нормативным документом и  имеют только рекомендательный характер.

P.S. Меры по снижению нагрузки на педагогов со стороны различных проверяющих органов обсуждались на площадке экспертного форума «Единой России» «Образование и наука – будущее России» 8 июня 2016 года. Как отметил в своем выступлении Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, лишь 30% отчетов, которые пишут работники школ, идут по заданию органов управления образованием, остальные 70% отчетов от них требуют «посторонние организации».

«Надо подготовить реальное законодательное ограничение этим отчетам. Учитель должен заниматься своим делом», – сказал премьер. А министр образования и науки России  Дмитрий Ливанов предложил рассмотреть возможность освобождения на три-четыре года от проверок школы с высокими образовательными результатами и отсутствием претензий по предыдущим проверкам (http://минобрнауки.рф/новости/8389).

Источник: http://www.eseur.ru/

Читайте также в блоге:

Какие документы должна иметь школа

Что рекомендуют Минобрнауки и Общероссийский профсоюз образования для сокращения отчетности учителей

Требования к рабочим программам упрощены

Госсовет по образованию прошел – что дальше?

О чем рассказал министр образования сенаторам

2 комментария к “Работа по подготовке отчетности, не входящей в обязанности учителя, должна оплачиваться”

  1. Здравствуйте,у меня вопрос следующего характера.
    8 лет проработала в ДОУ педагогом – психологом имею 1 кв.категорию, сейчас штат сократили, меня перевели воспитателем в этом же ДОУ, могу ли я работать воспитателем по 1 кв. категорией педагога – психолога.

    Ответить
    • Добрый день, Лариса Михайловна! Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей, «педагог — психолог» и «воспитатель» являются разными должностями. Следовательно, аттестация педагогического работника по должности «педагог — психолог» не предполагает установления квалификационной категории по должности «воспитатель».

      Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ