Учебные четверти, триместры, модули, биместры

Опубликовано: 02.05.2016 11:04
Рубрика: Образование

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» каждая школа самостоятельно определяет  режим работы: пятидневка или шестидневка, четверти, триместры и т. д., самостоятельно устанавливает и каникулы. Как видим, сегодня школам предоставлены достаточно широкие возможности выбора  в этом вопросе. Другое дело — что выбирают школы и почему?

По мнению специалистов, проблема выбора системы обучения  в том, как сделать учебный процесс здоровьесберегающим, ибо  за последние десять лет в России распространённость функциональных отклонений в здоровье среди учащихся младшей школы повысилась на 85 процентов, а у старшеклассников почти на 74, показатель по хроническим заболеваниям у младшеклассников вырос на 84 процента, у школьников старшего звена — на 40.

Например, в Москве есть три варианта: традиционные четверти, триместры и модульная система. В Павловской гимназии в Подмосковье и в  Университетской школе МГПУ используется биместровая система обучения, разработанная доктором психологических наук, профессором Московского института открытого образования Сергеем Юрьевичем Степановым.

Каждая из этих систем имеет  как преимущества, так и недостатки.

В настоящее время российские школьники обучаются либо по четвертям: учебный год делится на 4 четверти, после каждой из которых наступают каникулы, из них самые продолжительные летние 3 месяца; либо по триместрам, когда учебный год делится на 3 части — триместры, после каждой из которых каникулы.

Понятие школьного года с его делением на учебные четверти  установил чешский гуманист, педагог, писатель XVII века Ян Амос Коменский. Он ввёл каникулы, определил организацию учебного дня, разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил её.

Если школа выбрала четверти, каникулы совпадают с государственными праздниками, что удобно для планирования семейного отдыха. Среди недостатков — третья четверть получается очень длинной.

При триместровом графике обучения школьников учебный год делится на  3 периода (триместра) каждый продолжительностью 10 – 12 недель; каникулы —  две недели осенью и три недели весной. Летние каникулы длятся три месяца.

Модульная система: пять недель учебы — одна неделя отдыха. Летние каникулы длятся также три месяца.

Биместровая система предполагает:  5 равноценных периодов обучения примерно по семь недель (биместры);  5 каникулярных периодов по 2 недели между модулями, в основном совпадающие с традиционными;  учебный год длится 10 месяцев  с сентября по июнь; летние каникулы – 2 месяца (шестой биместр).

Разработчики биместровой системы полагают, что обучение по биместрам лучше, чем существующие на сегодня системы обучения по триместрам и четвертям,  что при биместровой системе организм ребенка восстанавливается  четырежды в учебном году почти на 90%, в 2 летних месяца – на 100% с большим запасом, а объем остаточных знаний к новому учебному году  утраивается.

В последнее время идея биместров получила широкое обсуждение в педагогическом сообществе. Её сторонники считают,  что детям лучше учиться по биместрам, а не по четвертям, ибо биместры способствуют переходу от «здоровьеподрывающего к здоровьесозидающему   образованию». Противники  приводят свои аргументы. Например, что образовательный график зависит от многих факторов: климата, местных традиций, истории, образовательных программ и др., что для того, чтобы ввести биместры, необходимо провести исследования по всей стране, что нужно будет переломить ментальность учеников и др.

Декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета священник Петр Коломейцев считает, что существующая система обучения  хорошо себя зарекомендовала, что биместровая система, предполагающая сокращение летнего отдыха с трех месяцев до двух, будет не очень удобна не только школьникам, но и учителям, триместр очень длинный и школьники устанут учиться, а «модульная система вообще какая-то несерьезная — ни отдохнуть толком, ни втянуться в учебный процесс».                                  (http://рпу.рф/index.php/publikatsii/1455541575.html)

«Вообще, ситуация с внедрением триместров, биместров, новых программ и так далее очень напоминает мне знаменитую басню Крылова «Квартет». От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Мы должны задуматься не о перестановке четвертей и триместров, а о содержательной подготовке учителя. Если у нас есть какие-то лишние средства, то лучше потратить их на обучение учителей, а не на придумку нового графика учебного года», — считает  Екатерина Белоцерковская, доверенное лицо Президента России,  завуч начальной школы № 69 Екатеринбурга. (http://доверенныелица.рф/sverdlovskaya-oblast/person/ekaterina-belotserkovskaya-gennadievna/ekaterina-belocerkovskaya-1)

При подготовке использованы материалы из:

http://ria.ru/sn_edu/20160426/1419779909.html#ixzz475X2Ar2P

http://university-school.mskobr.ru/files/bimestr_sistema.pdf

http://kuban24.tv/item/v-rossii-predlojili-vmesto-chetvertey-v-shkolah-vvesti-bimestryi-143064

http://рпу.рф/index.php/publikatsii/1455541575.html

http://izvestia.ru/news/600841

P.S. 1. Учебный год при обучении по триместрам:

1 триместр (10 учебных недель): учеба — 5 недель, осенние каникулы -5 дней + учеба — 5 недель, осенние каникулы -5 дней;

2 триместр (11 учебных недель): учеба — 5 недель, зимние каникулы -10 дней + учеба — 6 недель, зимние каникулы -5 дней;

3 триместр (12 учебных недель): учеба — 6 недель, весенние каникулы -5 дней + учеба — 6 недель, летние каникулы.

2.Учебный год Университетской школы МГПУ  2-8, 10 классы (5-ти дневная учебная неделя):

1 биместр: учеба — 8 недель + каникулы — 16 дней;

2 биместр: учеба — 7 недель + каникулы — 16 дней;

3 биместр учеба — 7 недель + каникулы — 11 дней;

4 биместр: учеба — 7 недель + каникулы — 17 дней;

5 биместр: учеба — 6 недель + летние каникулы с 18 июня по 31 августа.

Источник:

http://2016-god.com/trimestry-v-shkole-na-2015-2016-uchebnyj-god/

https://old.mgpu.ru/subdivision/520

 

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Автор:
* * *
  • 25.08.2016 Юлия писал(а):
    Юлия

    Добрый день!

    Министерство Образования предложило учителям выступить в качестве режиссеров.

    До нового учебного года осталось чуть меньше недели. В привычной суматохе, когда родители начинают готовить своих детей к школе, у педагогов появилась прекрасная возможность продемонстрировать свой творческий потенциал.

    Министерство Образования и Науки РФ впервые решило учредить Всероссийский интернет — конкурс для общеобразовательных учреждений на лучшую организацию внеурочной деятельности с использованием школьных кино — (видео-) студий. Организатором конкурса стала Автономная некоммерческая организация «Центр эффективных технологий образования» (АНО «ЦЭТО»).

    Всем учителям, педагогам, методистам и педагогическим коллективам предлагается на выбор несколько тематических направлений:
    1. Путь к знаниям – учебные кино/видеоролики, поддержка педагогических инициатив.
    2. Школьные годы чудесные – кино/видеоролики, посвященные общеобразовательной организации: отражение традиций, значимых дат, творческих портретов педагогов и обучающихся, результатов проектной деятельности.
    3. Здесь моя Россия, здесь мой дом родной… — кино/видеоролики о путешествиях по России, малой родине; о семьях, судьбах людей и пр.
    4. Память, обращенная в будущее – кино/видеоролики, посвященные победе в Великой Отечественной войне; живые рассказы, беседы, интервью с непосредственными участниками военных действий.
    5. За здоровый образ жизни – кино/видеоролики о спортивных успехах, пропаганде здорового образа жизни, в том числе безопасного поведения на дорогах, о позитивных изменениях в жизни человека, заботящегося о своем здоровье, экологии, о способах поддержания здоровья и профилактики зависимостей.
    6. Лицом друг к другу – кино/видеоролики, рассказывающие о помощи людям, находящихся в трудной жизненной ситуации, людям с ограниченными возможностями здоровья.

    Положение о Конкурсе размещено на официальной интернет-площадке, сайте организатора – http://konkurs.profipro.ru. Прием конкурсных материалов до 1 сентября 2016 года, участие бесплатное. Определять победителей и призеров Конкурса будет экспертный совет, также будет осуществлена возможность оценки конкурсных работ голосованием общественности. Победителей пригласят в Москву и вручат ценные подарки.

    Технические вопросы подачи материалов: konkurs@itfive.ru, организационные вопросы: nauka@profipro.ru

Есть что добавить?

Ваш e-mail не будет опубликован.
You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>