27 января 2016 г. в Государственной думе Российской Федерации Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал о ключевых результатах работы ведомства за прошедший год и планах по развитию российской системы образования на 2016 год.

О дошкольном образовании

По словам Министра, на 1 января 2016 года доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет этого года составила 99 процентов. Детсады начали работать по ФГОС. 100% педагогов дошкольного образования за три года прошли повышение квалификации, а их зарплата за этот период выросла на 70 процентов. Разработана примерная образовательная программа и более 20-ти вариативных программ.

Задача, которую предстоит решать — расширение доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет.

О школьном образовании

Говоря о школьном образовании,  Д. Ливанов, в частности, отметил, что сейчас большинство школ оснащено современным оборудованием, практически все они подключены к Интернету. Зарплата учителей растёт. Профессия учителя вновь стала престижной.  Доля молодых учителей превысила долю учителей пенсионного возраста.

Школы поэтапно переходят на новые ФГОС.  Воспитание проходит красной нитью через все виды школьной деятельности.  ЕГЭ успешно выполняет свою функцию, и никаких значительных изменений в ближайшие три года не планируется. Прошли апробацию Всероссийские проверочные работы.

Предстоит:

— к 2021 году перевести на односменный режим начальную и старшую школу, а  к 2025 году – основную  школу и всех детей из зданий с износом более 50 процентов в новые школы;

— реализовать  проект «Российская электронная школа»;

— завершить работу по избавлению педагогов от излишней отчётности;

— провести работу по поддержанию заработных плат педагогических работников на заданном уровне. «Рекомендации по развитию систем оплаты труда формируются совместно с Профсоюзом образования: так, в 2016 году окладная часть зарплаты в общем образовании должна быть не ниже 60%», — сказал Министр.

О дополнительном  образовании

Как сообщил глава Минобрнауки, организации дополнительного образования детей в 2016 году переходят на нормативное финансирование. В настоящее время доля детей, которые занимаются в кружках и секциях, школах искусств, спортивных школах, составляет  64 процента. Продолжается развитие системы дополнительного образования: сейчас дети могут заниматься дополнительно не только в специализированных организациях, но и в школах, что особенно важно для сельских населенных пунктов, а также в музеях и вузах.

Минобрнауки  настоятельно рекомендует регионам не сокращать сеть специализированных организаций дополнительного образования.

К 2020 году охват допобразованием должен увеличиться до 70-75 процентов,  в т.ч.  техническим и инженерным творчеством — в 2-2,5 раза.

О детях с ОВЗ

Министр в своем выступлении затронул и такую важную проблему, как обучение детей с ОВЗ.  «Сегодня в 20 процентах всех школ страны созданы все условия для инклюзивного обучения, утвержден межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного образования», — отметил он. Сохранены  коррекционные школы. С 1 сентября 2016 года вступят в силу ФГОС  начального общего образования для детей с ОВЗ.

О детях-сиротах

В докладе приведены такие цифры: в 2015 году 69 тысяч детей переданы на воспитание в замещающие семьи или возвращены родителям. А всего в государственном банке данных сегодня находятся сведения о 71 тысяче детей.

Минобрнауки считает приоритетными семейные формы устройства детей-сирот.

О среднем профессиональном образовании

Минобрнауки поддерживает региональные программы развития профессионального образования. О том, что спрос на профессиональное образование растет, в выступлении Министра приведены  такие данные: 40 процентов выпускников девятых классов идёт в систему среднего профессионального образования, в колледжи и техникумы, 60 процентов только переходит в десятый класс. Расширяется сотрудничество системы профобразования с работодателями.

В этом году будут  созданы шесть самых современных межрегиональных центров компетенций для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

На ближайшие пять лет разработан специальный комплекс мер по совершенствованию профессионального образования, в том числе его техническому переоснащению. В этом году начинается создание особых условий для подготовки кадров по 50-ти наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. В 2019 году в Казани  пройдёт Чемпионат мира по профессиональному мастерству.

О высшем образовании

Дмитрий Ливанов рассказал о работе Министерства по развитию инженерного образования, о целевой поддержке педагогического образования, о программе по созданию опорных вузов в российских регионах, по повышению качества высшего образования, о том, что преодолён многолетний негативный тренд сокращения числа учёных, исследователей в нашей стране.

«Безусловно, наша задача — создание научных заделов, которые позволят нашей стране быть лидером в науке в мире и в будущем. Здесь российская фундаментальная наука становится более востребованной в мире», — сказал Министр.

В заключении Дмитрий Ливанов остановился на работе по созданию российского движения школьников, подчеркнув, что «оно создаётся в интересах развития детей, подростков, молодёжи для  их позитивной  социализации  и  широкого  вовлечения в социальные  практики для  совершенствования  воспитательной  работы в образовательных организациях».

При обсуждении выступления Д. Ливанова депутаты всех фракций критиковали нынешнюю систему образования.

Примечание. С текстом выступления Д.В. Ливанова можно ознакомиться здесь.

Источник: http://минобрнауки.рф/новости/7786

http://www.gazeta.ru/politics/2016/01/27_a_8043557.shtml

О чем рассказал парламентариям Министр образования и науки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *