Российская школа должна стать одной из лучших в мире

23 декабря 2015 года в Кремле под председательством Президента России Владимира Владимировича Путина состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. Открывая заседание Госсовета,  Президент в общих чертах обозначил главные проблемы и сформулировал задачи совершенствования системы общего образования. В частности, были отмечены такие направления.

О цели российского образования

«Считаю, что на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня и другого масштаба – сделать российскую школу одной из лучших в мире».

О задачах школы

«И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где‑то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить».

О воспитании

«Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения в гуманитарных областях. В этом сила страны, способность нации отвечать на любые вызовы, и задача воспитания не менее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики».

О зарплате учителей

«И теперь этот уровень – средняя по экономике заработная плата для учителей – стал положением закона. Его нужно выполнять, несмотря ни на какие, даже объективные, трудности».

О профессиональном росте  учителя и механизме оценки учителей

«Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей».

«Право на дополнительное вознаграждение, свой профессиональный статус необходимо периодически подтверждать. В этом случае у учителя появится мотив к приобретению новых знаний и новых навыков».

«Современные информационные технологии позволяют создать механизм оценки учителей, в том числе на основе мнения выпускников школ, тех, кто уже вошёл во взрослую жизнь и уже с высоты каких‑то прожитых лет, времени может дать действительно заслуженную, справедливую оценку своим школьным наставникам. Я прошу Правительство разработать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей».

О подготовке  управленческих кадров

«Мы должны серьёзно обновить, усовершенствовать систему отбора и профессионального развития директоров школ, чтобы в школу приходили яркие, увлечённые своим делом молодые управленцы».

Не мешать педагогам заниматься своим главным делом – учить детей

«Предлагаю максимально сократить административную, бумажную нагрузку на педагогов и образовательные организации в целом. Рабочая группа Госсовета предлагает, чтобы бюрократическую, отчётную работу взяли на себя прежде всего учредители школ. В большинстве случаев ими являются муниципальные, а также региональные организации органов власти. Я полностью согласен с этим предложением наших коллег из рабочей группы.

Следует также упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий в отношении школ. Соответствующие решения должны быть приняты как можно быстрее. Понятно, что в этой сфере, где речь идёт о жизни и здоровье детей, строгий контроль, безусловно, необходим, но нужно организовать его таким образом, чтобы не мешать педагогам заниматься своим главным делом – учить ребят».

О создании комфортных условий обучения

«Уже в ближайшие годы должна быть ликвидирована третья смена в школах, а затем нужно добиться, чтобы ученики как минимум начальных и старших классов учились в одну смену.

О социальных гарантиях детям

«Обращаю также внимание глав субъектов на необходимость обеспечить единые социальные гарантии детям вне зависимости от форм собственности школы, в которой ребёнок учится, будь то федеральная, региональная, муниципальная или частная. Речь прежде всего идёт о льготном питании детям-инвалидам и детям из многодетных или малообеспеченных семей.

При этом, повторю, наша задача гораздо шире – сформировать по‑настоящему современную образовательную среду, в том числе для детей с ограниченными возможностями по здоровью. Необходимо в полной мере использовать преимущества информационных технологий и дистанционного управления, дистанционного обучения в данном случае».

Об электронной школе

«Поддерживаю предложение рабочей группы Госсовета создать общедоступную электронную школу для каждого школьника страны, где будут размещены учебные материалы и пособия, лекции наших знаменитых педагогов и учёных, чтобы у школьника, у учителя была возможность пользоваться самыми современными информационными ресурсами и обучающими программами. И для этого прошу проработать вопрос об увеличении скорости подключения к сети Интернет учреждений общего образования».

О профориентации школьников и взаимодействии бизнеса со школами

«Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача – привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний».

«Нужно рассказывать о предприятиях, создавать лаборатории, организовывать кружки и факультативные занятия, создавать учебно-воспитательные комплексы.

Я предлагаю нашим деловым объединениям совместно с регионами подумать об организации взаимодействия со школами на системной основе».

О дополнительном образовании

«В целом нужно продолжить развитие дополнительного образования, технических кружков, творческих студий и спортивных секций.

Совершенствовать систему поиска и поддержки одарённых детей. Но, конечно, поддерживать нужно всех. И конечно, неотъемлемой частью современной образовательной среды должны стать музеи, театры, библиотеки, общественные проекты в сфере патриотического воспитания, различные движения волонтёров».

Об эффективности управленческих решений

«Для реализации наших планов необходимы серьёзные ресурсы, при этом главное, конечно, – это эффективность управленческих решений, и прежде всего на уровне региональной власти, которая отвечает за сферу образования. Необходимо также участие граждан, политических партий, бизнеса, как я уже говорил, учительского сообщества».

В обсуждении проблем приняли участие:

губернатор Приморского края  В.В. Миклушевский, министр образования и науки Д. В.  Ливанов, председатель Госдумы С.Е. Нарышкин, глава администрации Тамбовской области А.В.Никитин, преподаватель гимназии №1 городского округа Самара, победитель конкурса «Учитель года России – 2015» С. С. Кочережко, Л.А. Вербицкая, руководители фракций политических партий Госдумы В.Ф. Жириновский Владимир, Г.А.Зюганов, С.М. Миронов, Уполномоченный по правам ребёнка П.А. Астахов, министр связи и массовых коммуникаций Н.А. Никифоров, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев.

Подводя итоги заседания, Президент России  В.В. Путин сказал: «Сегодня в ходе обсуждения было видно, что эта тема всех интересует, все хотят внести не только в обсуждение, но и в решение стоящих перед нами задач свой вклад, свою лепту. Прошу вас не снижать этот градус такого отношения к поднятой теме и работать не покладая рук для достижения тех задач, которые мы сегодня сформулировали».

Цитаты приведены по тексту, опубликованному  на http://kremlin.ru/events/president/news/51001

Оставьте комментарий