Должен ли педагог находиться в организации 36 часов в неделю

В связи с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»  посетители блога в своих комментариях обращают внимание на тот факт, что руководители образовательных организаций заставляют педагогических работников находиться в организации  36 часов в неделю. Информируем, что на сайте «Учительской газеты» по ссылке http://www.ug.ru/archive/62612 размещен Комментарий с подробными  разъяснениями по данному вопросу под заголовком «Директор, заставляющий учителя отсиживать 36 часов в неделю в школе, должен понять, что это противозаконно».

Поводом по подготовке Комментария послужило письмо, поступившее в адрес МГО профсоюза, в котором учителя просят разъяснить им особенности продолжительности рабочего времени педагогических работников.

Разъяснения в Комментарии дают заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Павел Сергоманов и директор АНО ЦПП «Профзащита», кандидат политических наук Сергей Кандриков.

В комментарии обращаеся внимание, что в соответствии с приказом Минобрнауки от 27.03. 2006 г. №69 рабочее время делится на нормированную (преподавательскую) и ненормированную (воспитательскую, иную педагогическую) работу (п. 2.1).

В частности, Павел Сергоманов поясняет:

– Согласно пункту 2.2 Положения приказа №69 рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также согласно пункту 2.3 в части периодических кратковременных дежурств в образовательной организации в период образовательного процесса, к которым педагогических работников привлекают в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.

– Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (пункт 2.4 Положения приказа №69).

– Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей нет, в связи с этим подобные действия работодателей не могут быть признаны правомерными.

– В случаях нарушения порядка регулирования рабочего времени педагогические работники, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, вправе для защиты своих социально-трудовых прав и интересов обращаться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда.

Сергей Кандриков отмечает, что «если для учителя установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу права прекратить работу. В рабочее время, оставшееся после отработки нормы преподавательской работы, учитель должен выполнять иную педагогическую работу в соответствии с локальными актами организации, должностной инструкцией, трудовым договором. Однако если время выполнения иных обязанностей не регламентировано, то педагог вправе самостоятельно планировать свое рабочее время для выполнения мероприятий согласно личному плану, самоподготовки, повышения квалификации и выполнения иной педагогической работы. Если выполнение такой работы возможно вне места работы педагога, он вправе также покинуть свое рабочее место».
МГО профсоюза и АНО «Профзащита» предлагают школам прописать особенности режима рабочего времени в ПВТР и непосредственно в трудовых договорах с педагогическими работниками. Например,  в трудовом договоре с учителем может быть прописано так:

«Рабочее время работника состоит из нормируемой его части, включающей проводимые уроки (учебные занятия) и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, и ненормируемой части рабочего времени, не имеющего четких границ, и определяется учебным расписанием, планами и графиками, а также должностными обязанностями, предусмотренными уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации, настоящим трудовым договором и должностной инструкцией».

«Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для работника от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. и может находиться вне образовательной организации».

Подробности на   http://www.ug.ru/archive/62612)

Источник: УГ Москва», №45 от 10 ноября 2015 года

 Нормативные документы и материалы к вопросу о рабочем времени педработников

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» ст. 47;

Трудовой кодекс РФ ст. 333;

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 года №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;

Комментарий к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы  за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени, подготовленный ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ, 2015 г.

 

20 комментариев к “Должен ли педагог находиться в организации 36 часов в неделю”

  1. Как так получается, нормированная часть рабочего времени-уроки оплачиваются(ставка 18 часов), а ненормированная часть-иная пед. Работа, которую администрация навяжет тебе и будет составлят, возможно, 36 часов в неделю, не оплачивается. Это справедливо?

    Ответить
    • Добрый день, учитель! Как сказано в п.1 примечания к Приложению 1 к приказу Министерства образования
      и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601, в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
      В соответствиис Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» мая 2016 г. № 536 режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, настоящими Особенностями с учётом в том числе объёма фактической учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом   № 1601; времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися; времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.
      Согласно п. 2.4 Особенностей в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
      В Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к упомянутым приказам отмечено, что “понятие “продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не означает, что ко всем педагогическим работникам применяется такая единая для всех педагогических работников продолжительность рабочего, как в ряде случаев неправомерно пытаются это утверждать, особенно в отношении педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25 или 30 часов в неделю (720 часов в год)”.
      Должностные обязанности педработников определяются в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н.
      Как видим, возможности администрации ограничены нормативными документами и локальными актами организации, в которой не карманными являются коллегиальные органы управления да и сами работники.

      Ответить
  2. На основании чего учитель – логопед может работать 36 час, если в организации по уставу нет образовательной деятельности (учреждение дополнительного профессионального образования) и какова его продолжительность отпуска

    Ответить
    • Добрый день, Лариса! В какой же организации вы работаете? Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» организация дополнительного профессионального образования — это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Как вы пишите, ваша организация образовательной деятельностью не занимается. А раз так, вы не можете относиться ни к педработникам,ни к профессорско-преподавательскому составу и иметь сокращенную рабочую неделю и удлиненный отпуск.

      Ответить
  3. Здравствуйте, я преподаватель колледжа. У меня почасовая оплата, закрепленная в табеле, (по часам выходит 36 часов в неделю). Работодатель обязывает нас выходить на работу в каникулярное время, законно ли это?. Если объем нагрузки 1399 часов я вырабатываю в учебное время. Получается, что мы должны выходить на работу в свое свободное время? И как быть преподавателю, если у него учебная нагрузка 8 часов в неделю (например в понедельник 4 часа и в среду 4 часа)? Он должен быть на работе каждый день?

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! Для официального ответа советуем обратиться на горячую линию по вопросам оплаты труда Минобрнауки РФ. Телефон для ответов на устные обращения 8-800-200-87-55 (режим работы: с 9.00 до 18.00 по рабочим дням) либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

      Ответить
  4. Здравствуйте, поясните пожалуйста: я учитель-логопед в детском саду, сколько часов в неделю мое рабочее время, я считаю 20 часов, руководитель считает, что 36, кто прав?

    Ответить
    • Добрый день, Варвара! В соответствии с Приложением 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 учителям-логопедам устанавливается норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников регулируется положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» мая 2016 г.№ 536. В комментарии Общероссийского Профсоюза образования к этим приказам сказано, что понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не означает, что ко всем педагогическим работникам применяется такая единая для всех педагогических работников продолжительность рабочего, как в ряде случаев неправомерно пытаются это утверждать, особенно в отношении педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25 или 30 часов в неделю (720 часов в год).
      Следует учесть, что для всех педагогических работников, для которых нормы часов за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.3-2.7 приложения 1 к приказу № 1601, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы одновременно являются и их рабочим временем, если фактический объем педагогической работы работников соответствует установленным нормам часов за ставку заработной платы.
      При увеличении или уменьшении у педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3-2.7 приложения 1 к приказу № 1601, объема педагогической работы против норм часов за ставку заработной платы, установленных этими пунктами, продолжительность их рабочего времени (как и размер заработной платы) увеличивается или уменьшается.
      Для официального ответа советуем обратиться на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

      Ответить
  5. Здравствуйте. Помогите. Посоветуйте, пожалуйста. Всё здесь написано правильно. Но, если директор пишет приказ о переходе на пятидневку и при этом сообщает ,что коллектив работает до 16.00 каждый день. Методических нет. У большинства учителей 18 ч. и кроме нагрузки ничего нет. Да ещё есть, у которых дети до 15 лет учатся в школе. При этом всё вами написано ему не важно…..он прописывает всё во внутренний распорядок работы школы,например, или ещё где своими локальными актами и приказами. При этом при не выполнение следуют угрозы в устной форме. Далее нас обязуют работать дома бесплатно с электронными журналами. Ведь в школе один компьютер, а нас 13. Вообще оснащение старое, сельская школа. И ещё ряд вопросов. Можно лично через эл. почту.

    Ответить
    • Добрый день, Учитель. Анжела! Что это у вас за Держиморда такой? Нормативные правовые документы требуют исполнения. Если вы хотите избавиться от этого беспредела, обращайтесь в Госинспекцию труда, прокуратуру, региональный орган управления образованием, на сайт Общероссийского Профсоюза образования. найдите себе единомышленников.

      Ответить
  6. Добрый день. Можно ли с Вами пообщаться по данным вопросам лично, через эл. почту, например? Я даже боюсь здесь писать.

    Ответить
  7. Здравствуйте! Я учитель, у меня 18 часов в неделю и они все распределены: уроки+перемены по 10-15 мин. Но директор сказала,что имеет право вызывать меня на собрания и другие мероприятия свех моей нагрузки (без оплаты). Правомерны ли ее действия?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Нормативным документом по данной теме являются приказы Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 и от 11 мая 2016 г. № 536. Как сказано в примечании к Приложению 1 к приказу № 1601, в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа , индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Нормы часов учебной (преподавательской) работы устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.
      Согласно приказу №536, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором.

      Ответить
  8. Здравствуйте . У меня такая же ситуация: 20 часов нагрузки учителя начальных классов. Директор требует присутствия на работе до 15 ч. ежедневно, при этом никакие ссылки на указанные выше нормативные документы не могут убедить ее в обратном. Как доказать , что ее действия неправомерны? Спасибо .

    Ответить
    • Добрый день, Раиса! Советуем направить свое обращение в Минпрос РФ через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form. Вы должны получить официальный ответ Министерства по поводу игнорирования вашим руководителем положений приказа №536.

      Ответить
  9. Добрый день. Я работаю в частном колледже. Имею нагрузку свыше ставки. Неважно, сколько занятий в день, руководство заставляет сидеть до 16 часов или снятие части зарплаты. После этого дома подготовка к следующему рабочему дню. В трудовом договоре есть пункт продолжительность рабочего времени: 36 часов. То есть действия руководителя правомерны?

    Ответить
    • Добрый день, Валентина! Нормативными актами по этому вопросу являются приказы Минобрнауки от «11» мая 2016 г. № 536 и от 22 декабря 2014 г. № 1601. Согласно этим документам, в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Как разъяснил Общероссийский Профсоюз образования, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не означает, что ко всем педагогическим работникам применяется такая единая для всех педагогических работников продолжительность рабочего, как в ряде случаев неправомерно пытаются это утверждать, особенно в отношении педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25 или 30 часов в неделю (720 часов в год). К должностям учителей, преподавателей (за исключением преподавателей вузов), педагогам и старшим педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям (т.е. педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу) не применяется жестко нормируемая продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов (не более 36 часов) в неделю
      Согласно пункту 2.4 приложения к приказу № 536 не требуется обязательное присутствие в образовательной организации педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:
      – от проведения занятий по расписанию;
      – от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, содержащихся в трудовых договорах, регулируемых графиками и планами работ;
      – от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополни-тельную оплату труда.
      Официальный ответ вы можете получить, обратившись в Минпрос по ссылке https://open.edu.gov.ru/salary/. Можно направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.

      Ответить
  10. Здравствуйте, я учитель физ-ры, 25 часов в неделю, работаю примерно до13:30, плюс почти каждый день у нас проходят различные соревнования после рабочего времени С14:00- примерно до17:00,18:00, еще заставляют директор ходит на всякие мероприятия школьные(учитель года , и какие нить выступления, для галочки директор закрыть дырки учителями),и заставляют еще сидеть 36 часов ,если нет ни каких мероприятий , при нагрузки 25 часов, и не оплачивают,это законно? как так. Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Василий! В этой статье да и других статьях на данную тему в нашем блоге четко все разъяснено. Напомним, что в Разъяснениях Общероссийского Профсоюза образования сказано, что к должностям учителей, преподавателей (за исключением преподавателей вузов), педагогам и старшим педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям (т.е. педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу) не применяется жестко нормируемая продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов (не более 36 часов) в неделю.
      Согласно пункту 2.4 приложения к приказу № 536 конкретизировано положение, связанное с тем, что не требуется обязательное присутствие в образовательной организации педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:
      – от проведения занятий по расписанию;
      – от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, содержащихся в трудовых договорах, регулируемых графиками и планами работ;
      – от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату труда.
      Ваши администраторы либо забыли об этих документах, либо рассчитывают на вашу забывчивость или боязнь. Если вас есть профсоюз, то и профсоюз может быть карманный. Действуйте! и не ждите, когда “приедет барин, барин вас рассудит”. Вы можете обратиться в прокуратуру, Минпросвещения, направив свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form. Официальный ответ покажите директору.

      Ответить

Оставьте комментарий