Педагогические принципы, которые значительно повлияют на образование

Педагогическое сообщество все больше задумывается о том, куда должно двигаться школьное образование, чтобы быть способным сформировать новое поколение, которому не будет страшно настоящее и которое ответит на вызовы будущего.

Так, российские идеологи гуманистической педагогики написали новый педагогический «Манифест», в котором представили учителям, родителям и всем, кто заинтересован в развитии образования, альтернативный образ будущего школы, а также расширяют представление о том, куда она может двигаться. Они  считают, что  если гуманистическая педагогика будет определять образовательную политику, тогда образование станет по-настоящему современным и сможет отвечать на вызовы будущего.

Эксперты Открытого университета Великобритании  в представленном ими в 2015 году докладе об инновациях в педагогике выделили десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире. Надо отметить, что ряд из них  созвучны с идеями, высказанными авторами «Манифеста». Вот эти 10 принципов:

1.Массовое открытое социальное обучение

Это когда при обучении на открытых онлайн-курсах акцент переносится с видеолекций и транслирования знаний огромному количеству людей, на  организацию  сетевого коллегиального обучения. При этом  общение  становится неотъемлемой частью обучения.

2.Разработка педагогических методик на основе аналитики данных

В  Открытом университете ожидают, что всё больше инструментов для точного отслеживания успеваемости будут внедряться в повседневное образование, что избавит как учителей, так и учеников от многих неудач.

3.Перевёрнутый класс

Так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме, то есть лекции — дома, а домашняя работа — в классе. 

4.BYOD

Bring your own devices — это принцип, при котором для занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно,  что уже есть у самих учеников.

5. Метаучёба

Метаучёба — это процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии, т.е.  ученики всё чаще задумываются о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать.

6.Динамическое оценивание

Это когда оценки ставятся не за единичные задания, а за прогресс в изучении предмета в целом. Ученика судят не относительно класса, а относительно его самого.

7. Событийное образование

С наибольшим рвением учатся во время образовательных фестивалей и праздников вроде   Hour  of  Code. Поэтому надо устраивать такие мероприятия, чтобы все сами бежали на них учиться.

8. Пороговые знания

Концепция Threshold knowledge подразумевает, что преподавание должно основываться не на многочисленных примерах и заданиях, а на контринтуитивных концептах. При этом  педагог, в первую очередь, должен не объяснять, как правильно, а разрушать предрассудки, препятствующие познанию.

9. Учёба, позволяющая по-новому взглянуть на свою повседневность

Чтобы заразить интересом учеников, их надо удивить. Самый эффективный способ — показать, как, к примеру, физические или химические процессы проявляются каждый день у нас на кухне.

10. Бриколаж

Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.

 

Эксперты европейского Консорциума Новых Медиа считают, что в  ближайшие годы в образовании всё больше будут использовать социальные сети, планшеты и облачные сервисы, что изменит роль учителя, а также решит проблему цифровой безграмотности молодёжи. В недалекой перспективе должно стать широкое внедрение открытых образовательных ресурсов (OER) и геймификации, параллельно с чем произойдёт постепенное смешение формального и неформального образования. В наиболее далёкой  перспективе в школах придут к персонализированному обучению  и  оцениванию при помощи инструментов Big Data. А среди перемен, которые «пока не подвластны осмыслению», названо формирование образовательных практик силами самих школьников.

Подготовлено по материалам:

http://www.novayagazeta.ru/society/70301.html

http://www.edutainme.ru/post/innovation-teaching-2014/

http://www.openeducationeuropa.eu/sites/default/files/news/Innovating_Pedagogy_2014.pdf

http://www.edutainme.ru/post/horizon2014-schools/

https://ec.europa.eu/jrc/sites/default/files/2014-nmc-horizon-report-eu-en_online.pdf

http://www.edutainme.ru/post/horizon2014-schools/

 

Оставьте комментарий