Рабочие профессии на пути возрождения

Переход на импортозамещение высветил острую проблему нехватки квалифицированных рабочих кадров.  По прогнозу аналитиков этот дефицит будет расти. В результате дело доходит до того, что рабочие вакансии занимают люди с высшим образованием. Например, в Москве это почти 40 процентов.

В соответствии с законом об образовании в РФ, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, подготовка специалистов квалифицированных рабочих и служащих осуществляется в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО). В этом году для этих целей в колледжах, техникумах и вузах, где есть программы среднего профобразования, выделено      705728 бюджетных мест. Однако, как отметил председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов на “круглом столе” в Мосгордуме, за последние два года число обучающихся в системе  СПО  снизилось на 10 процентов.

Почему падает число студентов колледжей, хотя предприятиям они остро нужны? Как отмечает “Российская газета”, причина в  том, что недостаточен престиж рабочих специальностей, высока конкуренция со стороны вузов и кадров из соседних стран, мизерные стипендии  студентов, низкие зарплаты мастеров производственного обучения. В  некоторых регионах почти 80 процентов преподавателей  колледжей – пенсионеры. В учреждения СПО нет современной производственной базы. Многие программы устарели. И как следствие –  низкий уровень подготовки  молодых рабочих. Например, на одном из международных конкурсов наши будущие рабочие не смогли установить заготовку в обрабатывающий станок!  Среднему мировому уровню студенты наших колледжей соответствуют только в сфере информационных технологий и информатизации,- отмечает «РГ».

Если раньше наряду с учреждениями начального и среднего профессионального  образования вопросы подготовки рабочих кадров решали и предприятия, то сейчас отечественные предприниматели пока не готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов.

А вот, например, в Германии каждое седьмое предприятие так или иначе участвует в подготовке программ и определении сроков учебы, инвестирует свои средства в подготовку специалиста. Из 30 миллиардов евро в год, которые там вкладываются в профессиональное образование, 23 миллиарда инвестирует бизнес, и только семь – государство. Выпускники немецких школ ищут не колледж или вуз, а предприятие, которое возьмет его на практику, а потом – на работу. Во время учебы студент получает хорошую стипендию.

Надо отметить, что за последнее время вопросам среднего профессионального образования в России стало уделяться большее внимание.

В Послании Федеральному собранию  в 2014 году Президент России Владимир Владимирович Путин  поставил задачу:  «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. Важным показателем эффективности изменений в профессиональном образовании должны стать результаты конкурсов по рабочим и инженерным профессиям. Такая система профессиональных соревнований уже давно существует в мире. Россия в неё активно включилась. Это не только шаг к повышению престижа инженерных и рабочих профессий, но и хорошая возможность ориентироваться на самые передовые рубежи в подготовке инженеров и рабочих, строить на их основе профессиональные и образовательные стандарты».

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем  в июне 2015 года, Глава государства вновь подчеркнул: “Важнейшая задача — это обновление и повышение качества среднего профессионального образования, укрепление его связи с реальным производством. Во многих регионах уже активно и успешно занимаются развитием так называемого дуального образования, когда практика на конкретных предприятиях сочетается с теоретической подготовкой”. По мнению Президента России В.В. Путина, инженерные и рабочие профессии сегодня требуют высокого уровня компетенции. Для достижения наилучшего результата необходимо выстроить такую систему, которая бы включала в себя дополнительное образование, среднее профессиональное образование и высшее инженерное образование.

“Считаю необходимым обобщить опыт, объединить наши усилия и выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учетом лучших международных практик”, — подчеркнул Президент.

Среди основных задач ФЦП развития образования на 2016-2020 годы:

– создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;

– создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовку кадров для современной экономики.

В Программу  включены также комплексные проекты по реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, совершенствованию системы оценки качества профессионального образования, привлечению работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций.

В этом году Правительство РФ распорядилось выделить 45 регионам 1 миллиард рублей на разработку и внедрение программ модернизации региональных систем профессионального образования. Деньги должны быть направлены на укрепление базовых профессиональных образовательных организаций регионов, повышение востребованности их выпускников на региональном рынке труда и привлечение ведущих работодателей, подготовку кадров и специалистов среднего звена, востребованных стратегическими и конкурентоспособными отраслями экономики субъектов, укрепление материально-технической базы образовательных организаций, проведение мероприятий помощи в трудоустройстве выпускников таких организаций.

Минобрнауки РФ внесены  изменения в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, согласно которым  на 5 месяцев увеличены сроки получения среднего профобразования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих 50 наименований. При этом увеличивается   время и на учебную, производственную практику, на прохождение промежуточной и итоговой аттестации. Внесены изменения в Перечень профессий среднего профессионального образования. Установлен новый порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (СПО). Учреждения начального  и среднего профессионального образования преобразуются в многофункциональные учебные центры. Разрешено принимать на обучение рабочим профессиям независимо от возраста и образования. В публичной декларация целей и задач образования на 2015  год  Минобрнауки  РФ озвучена задача обеспечить соответствие качества подготовки профессиональных кадров потребностям российской экономики.

1 сентября 2014 года в России стартовал пилотный проект по внедрению немецкой модели дуального профессионально-технического образования, согласно которой 50 процентов обучения проходит в учебном заведении, а 50 процентов – на предприятии. Основная цель – преодоление разрыва между теорией и практикой и подготовка квалифицированных  рабочих кадров  для экономики.  Совместное финансирование программы подготовки кадров под конкретное рабочее место осуществляется предприятиями – заказчиками кадров и региональными органами власти.  Сегодня по модели дуального образования готовят мехатроников, автомехатроников, специалистов по листовой резке металла. В этот перечень могут войти и дефицитные в стране сварщики.

В 2015 году  Казань принимала международные соревнования по профессиональному мастерству WorldSkills Competition. “Развитие движения WorldSkills помогает ускорению развития системы среднего профессионального образования в соответствии с современными требованиями отраслей промышленности, обеспечивает консолидацию усилий промышленности с одной стороны и образования с другой, способствует ранней профессиональной ориентации школьников, росту престижа рабочих и инженерных профессий.

Также повышает открытость российской системы среднего профессионального образования международному сотрудничеству, стимулирует модернизацию учебного и производственного оборудования в организациях среднего профессионального образования страны”, – считает  министр образования Д.Ливанов.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев направил президенту международной организации Worldskills International Саймону Бартли гарантийное послание о намерениях провести в Казани мировой чемпионат по профмастерству в 2019 году.

10 августа 2015 г. на Генеральной Ассамблее WorldSkills International 2015 в Сан-Паулу (Бразилия) определилась страна-хозяйка чемпионата мира WorldSkills 2019 – Россия. По итогам голосования 57 стран-участниц движения WorldSkills Россия обошла заявки Бельгии и Франции и получила во втором туре голосования 31 голос. Заявку от нашей страны представляла заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец.

Профессиональное образование – это региональный уровень ответственности, и поэтому уровень развития СПО в стране во многом зависит от целенаправленности и  активности регионов и их чиновников.

P.S. Какие профессии станут самыми востребованными в 2018 году?  Как  отмечает «РГ» это: слесари-механики, слесари-сборщики, слесари-ремонтники промышленного оборудования, станочники на металлообрабатывающих станках, наладчики станков и оборудования, слесари-сборщики радиоэлектронных приборов.

При подготовке использованы материалы интернет-ресурсов:

http://www.rg.ru/2015/06/26/professii.html

РИА «Новости».

http://www.rg.ru/2014/02/25/rabota.html

http://russkiymir.ru/news/192041/

РИА Новости http://ria.ru/economy/20150519/1065273725.html#ixzz3diER9qef

http://минобрнауки.рф/новости/5853

Оставьте комментарий