В части 5 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ ) содержится норма о том, что наименования и уставы образовательных организаций подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом №273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Эта норма не распространяется на локальные нормативные акты образовательной организации. Следовательно, локальные нормативные акты подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством с момента вступления Федерального закона №273-ФЗ в законную силу, то есть с 1 сентября 2013 года. Однако, если к моменту подготовки нового устава в школе не была проделана соответствующая работа, то ее следует провести незамедлительно. В противном случае руководителю школы не избежать серьезных неприятностей.
О соответствии локальных нормативных актов школы Федеральному закону №273-ФЗ
В настоящее время на федеральном уровне не существует нормативного правового акта, определяющего исчерпывающий перечень локальных нормативных актов, который должен быть в каждой образовательной организации. В то же время часть 2 статьи 30 Федерального закона №273-ФЗ устанавливает, что локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Таким образом, Федеральным законом №273-ФЗ устанавливается перечень вопросов, которые должны быть урегулированы в пределах компетенции образовательной организации. В частности, к ним относятся вопросы, определяющие:
– правила приема обучающихся;
– режим занятий;
– формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
– порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
– порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
– язык, языки обучения;
– положения о структурных подразделениях;
– порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения;
– порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
– порядок зачета школой результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– дополнительные академические права и меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся;
– порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
– порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений;
– порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам;
– порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя;
– нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года;
– режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников;
– права, обязанности и ответственность иных работников образовательных организаций;
– основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;
– условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся также разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся и правил внутреннего трудового распорядка.
Указанный перечень вопросов, регулируемых локальными нормативными актами, не является исчерпывающим.
Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в пределах компетенции, установленной частью 1 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ. При разработке локальных нормативных актов по каждому из перечисленных вопросов могут быть приняты отдельные локальные нормативные акты. В тоже время в одном локальном акте может быть урегулировано несколько вопросов. Например, в Правила внутреннего трудового распорядка могут быть включены нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам, порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и др.
Для различных локальных нормативных актов могут быть предусмотрены различные модели. (Модели локальных актов школы можно посмотреть на информационном портале «Реализация нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (http ://273- фз.рф/ Модели локальных актов), а также по ссылке:
http://schuc1297.mskobr.ru/docs/lokal_nye_akty_po_fz_rf_273_fz_ot_29_12_2012_goda/).
И еще один важный момент: локальные нормативные акты образовательной организации не должны противоречить её уставу и действующему законодательству, а также содержать ссылки на недействующие федеральные и региональные законодательные и подзаконные нормативные акты.
В настоящее время Правительством РФ, Минобрнауки России и рядом федеральных ведомств приняты нормативные правовые документы по реализации отдельных норм Федерального закона №273-ФЗ, которыми также следует руководствоваться при приведении локальных нормативных актов образовательной организации в соответствие с нормами Федерального закона №273-ФЗ.
О принятии и утверждении локальных нормативных актов
Порядок принятия и утверждения локальных нормативных актов прописывается в уставе образовательной организации. (Пример такого раздела в уставе школы можно посмотреть на информационном портале «Реализация нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (http ://273- фз.рф) в статье Ванюкова И.В. и Рожкова А.И. «Каким образом в уставе образовательной организации отразить порядок принятия локальных нормативных актов?»).
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, работников, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 ТК РФ, представительных органов работников (при наличии таких органов).
Принятые локальные нормативные акты утверждаются приказом руководителя образовательной организации. При этом в приказе необходимо также указать на признание утратившими силу ранее действовавшие локальные нормативные акты по тем вопросам, которые урегулированы локальными нормативными актами, разработанными в связи с принятием Федерального закона №273-ФЗ.
P.S. Работники школы должны быть ознакомлены под роспись с её локальными нормативными актами по направлениям их деятельности.
При подготовке использованы материалы информационных ресурсов:
– информационный портал «Реализация нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (http ://273- фз.рф);
– сайт «Образование России: новое правовое регулирование» (http://об образовании.рф/);
– сайт Министерства образования и науки РФ (http://минобр- науки.рф/);
http://uchkopilka.ru/shkolnyj-dokumentooborot/item/2234
и др.
Читайте по теме в настоящем блоге:
Работа с документами в МОУО — подготовка положений
Как подготовить Положение «О единых требованиях к одежде обучающихся»
Локальные акты ОО: соответствие закону об образовании
Локальный акт о локальном акте
Как подготовить локальный акт о платных образовательных услугах
Как подготовить Положение «О единых требованиях к одежде обучающихся»
Добрый день.
В Уставе нашей гимназии прописано: К компетенции Совета Образовательного учреждения относится решение следующих вопросов:
утверждение новых учебных планов и программ, учебно-методического комплекса, утверждение тематики и программ учебных курсов по выбору учащихся, факультативов, спецкурсов, программ дополнительного образования, программ развития;
разработка и утверждение локальных актов Образовательного учреждения.
Как в данной ситуации правильно оформлять титульные листы локальных актов учреждения?
УТВЕРЖДЕНО
Советом образовательного учреждения
30.08.2018 протокол №1
Требуется ли для утверждения еще указывать приказ директора? Где ставить подпись директора и печать учреждения?
Добрый день, Светлана Викторовна! Согласно ст. 28 ФЗ об образовании образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Согласно ст. 26 управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет , а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Примерный образец оформления вы можете посмотреть в сети Интернет.