Организация и осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля определены Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля». Особенности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования установлены Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273  «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), которым:

  • расширены основания для проведения внеплановых проверок;
  • термин «потребитель» распространен и на обучающихся за счет средств бюджетных ассигнований;
  • детально регламентированы последствия невыполнения предписаний об устранении нарушений, вынесенных в результате проведения проверок;
  • государственный контроль (надзор) осуществляется не только в отношении образовательных организаций, но и индивидуальных предпринимателей.

Эти особенности  регламентируются статьей  93, а также вытекают из ряда его статей — 7,13, 21,29,97, 99,100 .

Таким образом, с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона об образовании положения Федерального закона № 294-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью органов управления образованием  и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом об образовании.

 

Что такое государственный надзор и контроль в рамках Закона об образовании

Согласно статьи 93 Закона об образовании государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется как федеральное полномочие и включает:

  • федеральный государственный контроль качества образования;
  • федеральный государственный надзор в сфере образования.

Лицензионный контроль в отношении образовательных организаций не входит в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Согласно ст. 7 Закона об образовании в отношении общеобразовательных организаций  государственный контроль (надзор) осуществляют либо самостоятельные службы по контролю, надзору либо региональные министерства, департаменты, осуществляющие управление в сфере образования.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования в Законе об образовании понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения региональными и муниципальными органами управления образованием и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов управления образованием и организаций и принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Под федеральным государственным контролем качества образования в сфере образования в Законе об образовании понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных данным законом.

Отсюда следует, что Закон об образовании ограничивает предмет федерального государственного контроля качества деятельностью образовательных организаций по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Отсюда реализация дополнительных общеобразовательных программ и основных общеобразовательных программ дошкольного образования не является предметом федерального государственного контроля качества, т.к. такие программы не проходят государственную аккредитацию. 

Особенности государственного надзора и контроля в сфере образования в соответствии с Законом об образовании

Государственный контроль (надзор) осуществляется не только в отношении образовательных организаций, но и индивидуальных предпринимателей, что следует из норм  Закона об образовании  (ч. 2 ст. 21)  о приравнивании фактически в правах и обязанностях индивидуальных предпринимателей к образовательным организациями.

Законом об образовании определено, что при осуществлении проверки, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия.

При проведении внеплановых проверок к основаниям, определенным Федеральным законом № 294-ФЗ, Законом об образовании установлены дополнительные основания:

  • внеплановая (документарная или выездная) проверка может проводиться в случаях выявления в рамках аккредитационной экспертизы фактов нарушения законодательства об образовании;
  • внеплановая (документарная или выездная) проверка может проводиться в случаях выявления органами по контролю и надзору в сфере образования нарушений требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования.

Основанием для проведения внеплановой проверки может также служить обращение студентов-бюджетников о защите их прав, т.к. в терминологии Бюджетного кодекса лица, получающие образование за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, подпадают под термин «потребители».

Перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства).

Согласно ст. 13 Закона об образовании срок проведения выездной и документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.  Из этого правила Законом об образовании установлены два исключения:

1.Срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней, в случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований;

2.Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесяти рабочих дней.

Законом об образовании детально регламентированы последствия невыполнения предписаний об устранении нарушений, вынесенных в результате проведения проверок. В частности, в случае повторного неисполнения предписания об устранении нарушений предусматриваются такие  последствия:

  • если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда;
  • если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
  • если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчет о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, не только возбуждает дело об административном правонарушении, но и запрещает прием в данную организацию, таким образом, приостанавливая продолжение незаконной или некачественной образовательной деятельности.

Согласно  Закону об образовании (п. 5 ч. 2 ст. 29) образовательные организации размещают на своем официальном сайте в сети «Интернет», предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.

Таким образом, при организации надзора и контроля в сфере образования проверяющие должны руководствоваться и Федеральным законом № 294-ФЗ,  и Федеральным законом № 273-ФЗ.

При подготовке использованы:

Федеральный Закон РФ от 26.12.08 № 294-ФЗ

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Официальный сайт Рособрнадзора

Государственный надзор в области образования … 

http://xn--273—84d1f.xn--p1ai/#new_norm_acts   Рожков А. И. Специфика осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования

Читайте также в блоге

Контроль МОУО за деятельностью образовательных организаций: правовой аспект

Выездная проверка образовательной организации

Подведение итогов проверки образовательной организации

Госконтроль и надзор в образовании в рамках закона «Об образовании в РФ»

Госконтроль и надзор в образовании в рамках закона «Об образовании в РФ»: 2 комментария

  • 27.07.2017 в 09:50
    Постоянная ссылка

    Добрый день!Установки окон,ремонт в группе,закуп шкафов,кроватей-родителей обязали.Это проверяется?Это бесплатное муницип.госуд учреждение..

    Ответить
    • 29.07.2017 в 10:19
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Айсылу! Если это обязаловка, напишите заявление в прокуратуру. Подобные действия администрации противозаконны. Согласно Федеральному закону об образовании все это обеспечивается за счет бюджетных средств.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.