На сайте Счетной палаты РФ опубликованы  результаты проверок оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания, проведенных в плановом порядке в 2013-2014 гг. в Ярославской, Вологодской, Астраханской, Ростовской,  Самарской, Пензенской, Челябинской областях, Республике Башкортостан, Забайкальском крае, которые были рассмотрены на заседании  коллегии Счетной палаты.

В целом было отмечено, что на федеральном уровне подготовлена вся нормативная правовая база, разработаны перечни целевых показателей (нормативов) оптимизации государственных и муниципальных организаций,  с регионами заключены  Соглашения. В свою очередь все регионы утвердили региональные «дорожные карты». По итогам 2014 г. заработная плата работников бюджетной сферы в абсолютных значениях выросла по сравнению с 2013 г. : у врачей — на 4,0 тыс. рублей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала – на 2,2 тыс. рублей, младшего медицинского персонала – на 1,8 тыс. рублей, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – на 2,2 тыс. рублей, педагогических работников общего образования – на 2,5 тыс. рублей, преподавателей высшего профессионального образования – на 6,8 тыс. рублей, социальных работников – на 3,5 тыс. рублей, работников учреждений культуры – на 2,8 тыс. рублей.

Вместе с тем было отмечено, что проведенные в ходе оптимизации в 2013/20014 году мероприятия включали в себя только меры по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению  численности работников.

С докладом об оптимизации в сфере образования  на коллегии выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко. Из его доклада можно сделать вывод, что оптимизация системы образования не привела к улучшению результатов деятельности образовательных организаций, повышению качества образования и доступности образовательных услуг.

Так, было отмечено, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения. Например, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Однако, за 2015-2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать  3 639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 г. сократится на 6%, в т.ч.  организаций дошкольного образования — на 5,6%, общеобразовательных организаций – на 6%, организаций дополнительного образования детей – на 3,6%, организаций среднего профессионального образования – на 16,1%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — на 14,7 %.

В результате оптимизации расходы на содержание образовательных организаций в 36 регионах не уменьшились, а возросли. Например, в Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, а в Удмуртии – на 125%. Одна из причин этого, как считает аудитор, в том, что  основной формой реорганизации стало присоединение в форме филиалов или структурных подразделений без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта.

Образовательные услуги остались по-прежнему малодоступными для сельских жителей. Так, из населенных пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек  9,5 тыс. не имеют детских садов, 877  находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада;  почти 6 тыс. не имеют организаций общего образования, а  из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км.

Как следует из доклада Филипенко, оптимизация не достигла также еще одной цели — повышения заработной  педработников: значение показателя заработной платы в 2014 г. не достигнуты по трем из шести направлений — в организациях дошкольного, общего образования и для детей-сирот. Кроме того рост зарплаты сопровождается дополнительной нагрузкой педагогов, для чего широко используется  практика внутреннего и внешнего совместительства. Например, в Вологодской области более 18% школьных учителей –совместителей,  в Смоленской области  по совместительству работает каждый третий учитель.

Вместе с тем в ходе оптимизации в регионах сократилась численность отдельных категорий педагогических работников: в среднем, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. их количество уменьшилось на 18,8 тыс. человек.  При  этом трудоустроены в системе образования были только немногим более половины от числа сокращенных — 52,8 %.

Не оправдались и надежды на прирост финансового обеспечения от оптимизации. Как отметил докладчик, по расчетам Минобрнауки России  в 2014 г. предполагалось высвободить и направить на повышение оплаты труда педагогических работников 20,3 млрд. руб. Общий объем средств, предусмотренный соглашениями, составил – 15,5 млрд. руб., а фактически достигнутый результат – 10,4 млрд. руб., из которых направлены на повышение оплаты труда 9,4 млрд. руб., что составляет 0,72%  от общих расходов на оплату труда работников образовательных организаций.  В прошлом году финансового результата не получили 10 регионов страны.  В течение ближайших трех лет не планируют его получить Ивановская, Самарская, Псковская, Калужская, Свердловская области и Республика Чувашия,   в 2016-2018 годах — Московская и Вологодская области, в 2017-2018 годах  — Республика Татарстан, в 2018 году — Республика Башкортостан и Тульская область

Конечная цель мероприятий — повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Однако по результатам контрольного мероприятия не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций. «Ни один регион не обеспечил достижение 100% значений показателей, установленных Соглашениями», — резюмировал аудитор.

Источник: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297

http://pedsovet.org/news/

Оптимизация системы образования – желаемое и действительное

Оптимизация системы образования – желаемое и действительное: 8 комментариев

  • 18.04.2015 в 22:13
    Постоянная ссылка

    И…? Какие-то действия после такого разгромного отчета будут??? Т.е. вот заключение, а что нужно, чтобы по нему было предпринято что-то, что остановит эту мясорубку?.. В Москве продолжают оптимизировать — массовые объединения образовательных учреждений завершили и начали массовые сокращения сотрудников в дошкольных структурных подразделениях и школах — без работы оказываются вчерашние воспитатели и их помощники, педагоги-специалисты…

    Ответить
      • 19.04.2015 в 21:25
        Постоянная ссылка

        Уважаемый Инспектор! Спасибо за ответ. Т.е. нам, родителям, объединять усилия с педагогами и идти в вышеозначенные инстанции, основываясь в том числе и на данные, представленные в документе? Мы готовы. Дело за педагогами.

        Ответить
    • 21.04.2015 в 10:55
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Марина! В случае нарушения трудовых правоотношений Вы можете обратиться в Государственную инспекцию труда, органы прокуратуры, суд.

      Ответить
  • 16.07.2015 в 19:10
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! А разве нельзя вернуть садам самостоятельность как раньше. Ведь теряем начальную ступень образования. Я согласна с присоединением к школам садов, где 2-4 группы. Но если 10 и более. Зачем такое нагромождение если нет результатов.

    Ответить
  • 02.09.2015 в 20:19
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. У нас в ДШИ оптимизация происходит последние 5 лет. Сократили все часы, т.е. нет ансамбля, чтения с листа уже давно. Дают только часы по специальности. А с этого года еще ограничили ставку, не больше 27 часов.Или я не понимаю, но цель оптимизации ведь не состоит в сокращении зар. платы!оптимизация — это экономия за счет совмещения должностей. Вот у нас школа маленькая Всего 195 учеников,15 преподавателей и на это количество на полную ставку работают директор и завуч. Вопрос?! Или все таки я не права?

    Ответить
    • 07.09.2015 в 16:55
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Вахитова! Вы правильно понимаете. Основная цель оптимизация сети образовательных организаций – повышение качества обучения.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.