На сайте «Лента.ру»  опубликована беседа  с заместителем научного руководителя НИУ Высшая школа экономики,  доктором экономических наук  Львом Любимовым, автором проекта создания университетско-школьного кластера, в которой он  рассказал  об  основных идеях проекта, высказал ряд предложений по проблемам российского образования.

О проекте

Университетско-школьный кластер создан  год назад в  отдаленных микрорайонах Москвы — Некрасовке, Капотне и Марьино.  В него входят 33 образовательных комплекса, в составе которых 220 школ и детских садов. Этот кластер в экспериментальном режиме должен отработать методику  “подтягивания” неуспевающих школ до уровня успевающих,  научить учителей работать в новой парадигме деятельностного обучения. По мнению идеолога проекта,  среда для воспитания таких учителей образуется как раз в образовательных комплексах,  потому что там есть “главный источник движения вперед” — многообразие.

В образовательном кластере университетские профессора сначала проводят с учителями программу повышения квалификации, затем дают им  задание изучить и освоить определенный объем профессиональной литературы. После этого — экзамен на усвоение.

Почему это нужно?

По мнению  Любимова «российская школа не дает детям по-настоящему развить свой потенциал»,  штампует массовых троечников, из которых затем «вырастает масса неконкурентоспособных взрослых»: минимум профессионалов мирового уровня практически в каждой области и  «толпы иждивенцев и квазипредпринимателей, цель которых схватить чужой бизнес, «отжать» и вывезти за рубеж валюту».

Наша школа, считает ученый, за двадцать прошедших лет воспитала целое поколение людей, «которые будут искать, где полегче и подешевле приобрести вузовский диплом, а потом в обломовском халате болтаться в каком-нибудь офисном или торговом планктоне.  Им лишь бы не переусердствовать, лишь бы не перетрудиться».

Любимов считает, что обычный российский учитель не научен учить детей компетентности, то есть способам поиска, отбора знаний, их применения и наделения собственными смыслами.  Он «умеет только устно пересказывать учебник и командовать». Поэтому,  если сегодня ребенку данная тема интересна, а учитель  будет на уроке транслировать только учебник, ученик дома в интернете сам найдет интересные и нужные ему материалы, будет знать больше учителя по этой теме, и поэтому потеряет интерес к учителю.

Надо учить учителей, школу  работать по-новому

Идеолог проекта считает, что надо начинать с учителя: учить  учителей  компетентности.

“Самообучение в течение всей жизни — это важнейшая заповедь XXI века. Учитель должен научить ребенка учиться самостоятельно. Как он это сделает, не учась сам каждый день?”, — отметил  Любимов.

Педагог должен стать предметным экспертом, а не просто учителем того или иного предмета. Только такой учитель сможет воспитать не массового троечника, а конкурентноспособного молодого человека, полагает ученый.

По наблюдениям  Л. Любимова в любой школе весь учительский корпус  делится на три части:

1.Рыцари школы. Для них главное — дети, у них есть профессиональная совесть, честь.

2.Учителя, которые привыкли к инструкциям, к приказам. Прикажут — сделают, не прикажут — не сделают. Они вполне управляемы и обучаемы.

3.Учителя, кто держится за рабочее место и доходы, которое оно приносит. Они меняться просто не хотят. С ними надо постараться  расстаться.

Любимов считает, что в новой школе должен быть современный руководитель. Не все директора,  как старые так и новые,  выдерживают  современные требования. И их надо менять. Для чего нужно разработать систему конкурсного отбора, как, например, это сделано в Москве.

Ученый считает, что и школьников  надо учить компетентности. По его мнению,  надо  заменить дидактическую парадигму на деятельностную. Нужно учить школу тому, что делать и как делать по новой парадигме. Например, Китай уже провел такую реформу и стал мировым школьным лидером.

Нужны большие инвестиции в учителя, директора, в родителя. Зарубежные ученые подсчитали: один доллар, инвестированный в образование ребенка, приносит 17 долларов прибыли по достижении им трудоспособного возраста.

Активно привлекать родителей

Любимов считает, что  «роль родителей сегодня — это один из главных провалов сада и школы». Большинство родителей рассматривают учебные заведения как камеру хранения, для многих из них образование — это корочки, а не система знаний в голове, что их дело — родить ребенка, кормить-одевать, а остальное все за них сделают.

Учить детей устной речи, чтению, письму

«Динамично развивающаяся устная речь, зараженность чтением, писательство — это основа мощного интеллектуального развития», — считает Любимов.

Если 25 лет назад словарный запас первоклассника составлял 5-6 тысяч слов, то сейчас порядка  3 тысяч.  Поэтому он предлагает начинать с детского сада.  Детский сад должен  предоставить родителям банк названий текстовых материалов, аудиокниг, текстовых мультфильмов.  А потом вместе сесть и помесячно расписать, когда и что будет читаться, отсматриваться дома и в саду, т.е. составить. программу индивидуальных занятий.

«В начальной школе переосмысливаются задачи обучения чтению и письму. Обучить чтению — значит сделать ребенка пожизненно зависимым от книги, текстов. Ни дня без главы! Обучить письму — значит сформировать у ребенка устойчивую потребность в презентации в письменном виде своих мыслей, впечатлений, переживаний. Ни дня без строчки! К концу началки у ребенка должно появиться собрание собственных письменных текстов», — утверждает ученый.

Беспристрастный  ЕГЭ

Говоря о ЕГЭ, Любимов отметил, что «культура независимой оценки — это очень высокая культура». Однако учителя и директора школ,  да и  все население не привыкли к независимой оценке своего труда. «ЕГЭ — маленький элемент этой высокой культуры, которую нужно возрождать».   Но это сработает, если госэкзамен будет беспристрастным.

Хорошее образование не должно быть бесплатным, а аттестаты выдавать не всем

Любимов уверен, что качественное образование должно быть доступно не всем.

«Я считаю, что не нужно всем выдавать аттестаты. Сдал ЕГЭ ниже 40 баллов — а это уровень знаний за 5-й класс — вот тебе справка о том, что использовал свое конституционное право на равную возможность получения полного среднего образования. Но аттестата не заработал», — заметил он.

Кроме того, оно не должно быть бесплатным. Вложить средства в образование детей  — долг родителей, а не государства, считает автор проекта.

«Ты на своего ребенка потрать сначала, а потом иди в бутик за рубашкой по десять тысяч», — заметил  Л. Любимов.

О сроках

Решить задачу формирования конкурентноспособной молодой когорты предполагается в течение 15-20 лет. Любимов уверен, что это не утопия.  Это — продуманная практическая цель, уже реализуемая в кластере.

Источник: Источник: lenta.ru

http://www.rg.ru/2015/02/24/deti.html

Детей надо учить по-новому

Детей надо учить по-новому: 2 комментария

  • 10.06.2015 в 07:28
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Проконсультируйте, пожалуйста! Какую запись необходимо оформить учащимся 4-х классов в журнале, в графе «Решение педагогического совета» и в личных делах- переведен в 5 класс и/или освоил ООП НОО?

    Ответить
    • 11.06.2015 в 15:48
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! Вопросы ведения классных журналов регламентируются соответствующим локальным актом образовательного учреждения, право принятия которого входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). По окончании учебного года классный руководитель на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Решение педагогического совета (дата и номер)» против фамилии каждого ученика делает одну из следующих записей:
      — переведен в __ класс, протокол от _____ №____;
      — условно переведен в ___ класс, протокол от _____ №____;
      — переведен в ___ класс и награжден Похвальным листом, протокол от _____ №____;
      — оставлен на повторный курс в __ классе, протокол от ____№____;
      — отчислен из общеобразовательного учреждения в течение учебного года, приказ по школе от ___ №___;
      -исключен из образовательного учреждения, протокол от ____№____, приказ по школе от ____№____.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.