Критерии оценки итогового сочинения утверждены

На сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора размещены Критерии оценивания итогового сочинения для школ, которые  утверждены Рособрнадзором после одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

  1. Соответствие теме;
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала;
  3. Композиция и логика рассуждения;
  4. Качество письменной речи;
  5. Грамотность.

Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Согласно документу для получения оценки «зачет» за итоговое сочинение необходимо получить  «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачет» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также  «зачет» хотя бы по одному из  критериев № 3-№ 5.  Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчѐт  включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу  ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня – по одной теме на каждое общее тематическое направление.

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Оценивание по критериям осуществляется следующим образом:

Критерий № 1 «Соответствие теме» нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь еѐ раскрытия, например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или  размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на  основе связанных с темой тезисов и т.п.

Если сочинение не  соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла, то ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»  нацеливает на проверку умения использовать  литературный материал  (художественные произведения, дневники, мемуары,  публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Если сочинение написано без привлечения литературного материала  или в нем существенно искажено  содержание произведения, или литературные произведения лишь  упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, то ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» нацеливает на проверку умения логично выстраивать  рассуждение на предложенную тему.

Выпускник   аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать  соотношение между тезисом и доказательствами.

Если грубые логические нарушения  мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть, то выпускник получит «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»  нацеливает на проверку речевого оформления текста  сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно  употребляет термины, избегает речевых штампов.

Если низкое качество речи, в том  числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла  сочинения,  ставится «Незачет».

Во всех остальных случаях выставляется «Зачет».

Критерий № 5 «Грамотность» позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Таким образом,  «Незачет» за сочинение в целом можно получить в любом из следующих случаев:

  1. Если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
  2. Если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  3. Если:
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения;
  • грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов.

4.Если объем текста сочинения менее 250 слов.

5.Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет.

Напомним, что для выпускников 2015 года написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. К сдаче ЕГЭ и ГВЭ будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет (в 2015 г.), чтобы представить его результаты в вузы.

Итоговое сочинение (изложение)  в этом году выпускники будут писать в среду 3 декабря 2014 года в своих школах.

Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций:

Источник: http://минобрнауки.рф/новости/4486

Официальный сайт Рособрнадзора  www.obrnadzor.gov.ru/

см. также в блоге

Выпускник – 2015: итоговое сочинение

 

 

 

 

Оставьте комментарий