Социально-психологическое тестирование обучающихся: порядок утвержден

Тестирование на наркотики – одна из мер, профилактики наркомании, направленная на раннее выявление тех, кто только попробовал наркотики или психотропные вещества. Согласно Федеральному закону от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ  тестирование состоит из двух этапов: социально-психологического – проводит Минобрнауки РФ  и  медицинского, включающего медицинские осмотры и сдачу нужных анализов – проводит Минздрав  РФ.

Приказом Минобрнауки России от 16 июля 2014 г. №658 (зарегистрирован в Минюсте РФ 13 августа 2014 г. Регистрационный N 33576) утвержден Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования  (далее – Порядок). Приказ вступает в силу 31 августа 2014 г.

Согласно утвержденному Порядку тестирование является добровольным:

  • тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя;
  • тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании.

Тестирование  проводится в образовательной организации. Для проведения тестирования руководитель образовательной организации, проводящей тестирование:

  • организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • утверждает поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;
  • создает комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования (далее – Комиссия), и утверждает ее состав из числа работников образовательной организации;
  • утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям);
  • обеспечивает соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

Тестирование осуществляется Комиссией в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации.

Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестов. Они могут прийти на тестирование и посмотреть, как обучающиеся заполняют анкеты. Обучающимся  ходить по кабинету, общаться, заглядывать друг другу в опросники категорически запрещается. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии, и уйти из аудитории.

Документы, которые подтверждают согласие на тестирование от обучающихся, их родителей (законных представителей) остаются  в образовательной организации и хранятся в условиях конфиденциальности в течение года.

Все анкеты делятся на две группы: для обучающихся, кому уже есть 15 лет, и для тех, кто не достиг этого возраста. Руководитель образовательной организации, проводящей тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивает направление акта передачи результатов тестирования  в региональный орган управления образованием. Там специалисты за 30 дней обработают тесты. Затем результаты без фамилий обучающихся, но с указанием их места учебы, возраста, класса отправляются в региональный  орган здравоохранения для планирования дополнительных мер по профилактике немедицинского потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ в конкретной школе или вузе.

По сведениям главного нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна среди старшеклассников опыт употребления наркотиков имеют от 10 до 13 процентов учащихся, у студентов вузов эти показатели уже возрастают до 15 процентов.

Говоря о последствиях по итогам тестирования, Евгений Брюн сказал:

“Ни о каких последствиях речь не идет. Мне бы очень хотелось, чтобы родители понимали: факт того, что мы зафиксировали опыт употребления наркотиков у того или иного учащегося, никак не повлияет на его социальный статус и дальнейшую карьеру”.

Примечание. Минобрнауки РФ разработаны  проекты опросников, которые уже прошли обсуждение на специальном сайте. В одном из них 142 вопроса, в другом – 105. Предполагается, что ответы на вопросы займут у обучающихся 45 минут.

В основе теста лежит опросник Кеттела — один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он позволяет  в том числе  выявить детей и подростков с признаками аддиктивного поведения (адди́кция – от англ. addiction — зависимость, пагубная привычка).

При интерпретации результатов теста обучающихся до 15 лет используются следующие факторы: степень эмоциональной устойчивости, принятия моральных норм, неискренности и самоконтроля. Главный критерий – степень принятия моральных норм.

У обучающихся от 15 лет для определения аддиктивного поведения используются четыре главных фактора: эмоциональная стабильность-нестабильность, низкая и высокая нормативность поведения, подозрительность (доверчивость), низкий и высокий самоконтроль. Главный критерий — ненормативность поведения.

В анкете нет прямых вопросов об употреблении наркотиков. Например, тестируемых спрашивают:

– Ты обижаешься на друзей, если они посмеиваются над твоими маленькими странностями или непохожестью на других, особенно если дело касается твоей одежды?

– У тебя возникает иногда желание стать другим человеком, не таким, какой ты есть сейчас?

– Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?

– Бывало так, что перед сном тебе в темноте иногда мерещились человеческие лица и фигуры?

Тестируемым предлагается при ответах  на вопросы руководствоваться четырьмя правилами:

  • дать первый ответ, который придет в голову;
  • не увлекаться ответом «не знаю»;
  • не пропускать вопросы;
  • отвечать честно.

Источник: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва “Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования”

“РГ” – Федеральный выпуск №6459

“Российская газета” – Столичный выпуск №6166 (190)

Газета.RU –   http://www.gazeta.ru/social/2014/03/07/5939653.shtml

9 комментариев к “Социально-психологическое тестирование обучающихся: порядок утвержден”

  1. как по таким вопросам можно выявить что либо.Все зависит от индивидуального характера.Человеку который боится темноты с детства будут мерещиться кошмары.— Если ты на глазах у людей совершаешь какую-то глупость, можешь ли ты отделаться шуткой и вести себя как ни в чем не бывало?Могу отреагировать по настроению.и т.д.Судя по моим ответам я конченный наркоман.Хотя являюсь взрослым(42)адекватным человеком и не употребляла даже алкоголь.

    Ответить
  2. Если тестирование проходит анонимно, без указания Фамилии имени отчества, и информация не может распространяться, как можно определить ребенка, у которого по результатам тестирования выявили направленность на употребление наркотиков. Могли дети не понять вопроса или еще что-то…И как в таком случае можно поводить медосмотр. Родители, которые дали согласие на проведение теста не дадут согласие на проведение медосмотра…И имеем ли мы возможность заставить их. Вопрос, а чей ребенок если нет данных? Тем более тестирование анонимно! Это нарушение прав человека! Пожалуйста , ответьте, что делать в данном случае?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! для официального ответа советуем обратиться в Минпросвещения либо Минздрав РФ.

      Ответить
    • Детям вначале тестирования выдаются номера из цифр, которые они вводят в комп перед тестированием. Каждый код даётся специально для их фамилий(дети становятся под номерами) и присылается Сверху, где на каждого ребёнка формируется база данных, составляется соц псих портрет для дальнейшей работы с ними. Страшно все это.

      Ответить
  3. Пароли на школьных дисках не подходят. Что делать? Как осуществляется техническая поддержка данного тестирования?

    Ответить
  4. Детям вначале тестирования выдаются номера из цифр, которые они вводят в комп перед тестированием. Каждый код даётся специально для их фамилий(дети становятся под номерами) и присылается Сверху, где на каждого ребёнка формируется база данных, составляется соц псих портрет для дальнейшей работы с ними. Страшно все это.

    Ответить
    • Добрый день, Оксана Андриянова! Вам необходимо обратиться в организацию, предоставившую код и пароль.

      Ответить

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ