Принят закон об общественном контроле

В России принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон), который    устанавливает   правовые   основы организации и  осуществления  общественного  контроля  за   деятельностью органов  государственной  власти,  органов   местного     самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Действие настоящего Закона не  распространяется   на общественные  отношения,  регулируемые  законодательством  о    выборах и референдумах.

Осуществление общественного контроля за органами обороны, правопорядка, полиции, следствия, прокуратуры и судов, за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, за содержанием детей-сирот, контролем наркотиков и оказанием психиатрической помощи регулируется соответствующими федеральными законами.

Что такое общественный контроль

Под  общественным  контролем  в  Законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения  за  деятельностью  органов  государственной   власти, органов  местного  самоуправления,  государственных   и     муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а  также  в   целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Среди принципов  общественного контроля – соблюдение  нейтральности  субъектами  общественного   контроля, исключающей  возможность  влияния  решений   политических       партий на осуществление общественного контроля; недопустимость   необоснованного   вмешательства      субъектов общественного контроля в деятельность  органов  государственной   власти, органов  местного  самоуправления,  государственных   и     муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными  законами  отдельные  публичные  полномочия, недопустимость оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации, а также  вмешательства в сферу деятельности   политических партий.

Субъекты общественного контроля 

Законом  определяются субъекты и объекты общественного контроля, их правовое положение, права и обязанности, формы взаимодействия.

Субъектами общественного контроля  являются:

  • Общественная палата Российской Федерации;
  • общественные палаты субъектов Российской Федерации;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  • общественные  советы  при  федеральных  органах   исполнительной власти, общественные советы  при  законодательных    (представительных) и исполнительных  органах  государственной  власти  субъектов    Российской Федерации.

При этом для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, могут создаваться:

  • общественные наблюдательные комиссии (осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания);
  • наблюдательные советы (осуществляют контроль за деятельностью государственных корпораций);
  • общественные инспекции и группы общественного контроля (работают совместно с государственными и муниципальными контролирующими органами);
  • иные организационные структуры общественного контроля.

В осуществлении общественного контроля   вправе участвовать негосударственные некоммерческие организации. Они могут быть и организаторами таких его форм, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.

Об участии  граждан в общественном контроле 

Граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично,  так  и  в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов, которые будут привлекаться субъектами общественного контроля.

Участие  гражданина  в  осуществлении  общественного    контроля является  добровольным. При этом никто  не  вправе  оказывать      воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в осуществлении общественного контроля, а также препятствовать реализации его  права   на участие в осуществлении общественного контроля.

Об общественном инспекторе

Согласно Закону общественный инспектор – это гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки.

Общественный инспектор при проведении  общественной  проверки  пользуется  необходимыми     для   ее эффективного  проведения  правами,   в  том   числе правом получать  информацию,  необходимую  для  проведения   общественной проверки, подготавливать по результатам общественной  проверки   итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке, а также высказывать особое мнение в итоговом документе.

В  случае  нарушения  общественным  инспектором    обязанностей, установленных Законом, он не может быть участником данной общественной проверки и в дальнейшем  привлекаться  к   проведению другой общественной проверки.

О наличии у общественного  инспектора при проведении общественной проверки конфликта    интересов, о любых попытках подкупа или давления на него при проведении общественной проверки, он обязан сообщить организатору общественной проверки. Информация об этом обнародуется, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

О формах  общественного контроля

Законом предусмотрено многообразие форм общественного контроля, в том числе:

  • общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;
  • общественная проверка – сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов и организаций, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;
  • общественная экспертиза – оценка актов, решений, документов и других материалов,  действий (бездействия) органов и организаций с использованием специалистов, привлеченных на общественных началах;
  • общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются;
  • общественные (публичные) слушания – собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – органами и организациями для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций.

Общественный  контроль  может  осуществляться  и  в  иных   формах, предусмотренных  другими  федеральными  законами.  При  этом     субъекты общественного контроля могут  наделяться  иными  правами  и  нести  иные обязанности, помимо предусмотренных настоящим Законом.

Общественный  контроль  может  осуществляться     одновременно в нескольких формах.

О результатах общественного контроля

Подведение итогов общественной проверки осуществляется путем подготовки и направления в органы и организации итогового документа.  Таким документом  может быть:

  • итоговый документ общественного мониторинга;
  • акт общественной проверки;
  • заключения общественной экспертизы;
  • протокола общественного обсуждения;
  • протокола общественных (публичных) слушаний.

На основании результатов общественного контроля  негосударственные некоммерческие организации могут:

  • направлять в органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности;
  • предложения по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
  • выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством РФ;
  • оспаривать в установленном федеральным законом порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов и организаций.

Субъекты  общественного  контроля  в  соответствии  с   Законом  обнародуют  информацию  о  своей    деятельности, о проводимых мероприятиях общественного контроля и об их результатах, в том числе размещают ее в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, в средствах массовой информации, а также  при  необходимости   направляют информацию о результатах общественного контроля в органы  прокуратуры   и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления,   в компетенцию  которых  входит  осуществление  государственного    контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов  и   (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.

Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и   свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие  органы  государственной  власти  и   органы     местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

Органы государственной власти, органы  местного   самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и   организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны рассматривать направленные  им  итоговые   документы, подготовленные по результатам общественного контроля. О результатах  рассмотрения  итоговых  документов они  информируют субъекты общественного контроля   не позднее тридцати дней со дня их получения, а в случаях,  не   терпящих отлагательства, – незамедлительно.

Об открытости доступа к информации общественного контроля

Согласно Закону субъектами    общественного контроля могут создаваться специальные сайты, а также могут использоваться   официальные сайты органов государственной власти, органов  местного   самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия,  общественных  палат  субъектов  Российской       Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований.

Субъекты общественного контроля размещают на указанных сайтах информацию о своей  деятельности,  доступ к которой,  за   исключением информации, содержащей  сведения,  составляющие  государственную   тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым.

По  запросам  средств   массовой  информации  они обязаны   предоставлять    информацию,       предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

Об ответственности

Законом устанавливается ответственность субъектов общественного контроля, а также соответствующих органов власти, организаций и их должностных лиц за нарушение порядка осуществления общественного контроля.

Так, необоснованное  вмешательство субъектов общественного  контроля в деятельность  органов  власти,   иных органов и организаций, и   оказание неправомерного воздействия на  указанные  органы  и  организации, нарушение  субъектом  общественного   контроля,     общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля Закона,  в  том  числе    размещение в информационно-телекоммуникационной  сети  “Интернет”   искаженных   или недостоверных сведений  о  результатах  общественного  контроля,   влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного  контроля также влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Источник:

3 комментария к “Принят закон об общественном контроле”

  1. Вступить в организацию “Общественный контроль” можно только через те структуры, которые уже при исполнительной власти, или можно самим организоваться?

    Ответить
  2. По сути этот закон подразумевает контроль административного ресурса, но это не выгодно, не удобно, вредно и главам администрации и мэрам и губернатору. Этот закон мертворожденное дитя, которому никогда не открыть глаза и не сделать первый вдох!!

    Ответить

Оставьте комментарий