В России принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — Закон), который    устанавливает   правовые   основы организации и  осуществления  общественного  контроля  за   деятельностью органов  государственной  власти,  органов   местного     самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Действие настоящего Закона не  распространяется   на общественные  отношения,  регулируемые  законодательством  о    выборах и референдумах.

Осуществление общественного контроля за органами обороны, правопорядка, полиции, следствия, прокуратуры и судов, за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, за содержанием детей-сирот, контролем наркотиков и оказанием психиатрической помощи регулируется соответствующими федеральными законами.

Что такое общественный контроль

Под  общественным  контролем  в  Законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения  за  деятельностью  органов  государственной   власти, органов  местного  самоуправления,  государственных   и     муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а  также  в   целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Среди принципов  общественного контроля — соблюдение  нейтральности  субъектами  общественного   контроля, исключающей  возможность  влияния  решений   политических       партий на осуществление общественного контроля; недопустимость   необоснованного   вмешательства      субъектов общественного контроля в деятельность  органов  государственной   власти, органов  местного  самоуправления,  государственных   и     муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными  законами  отдельные  публичные  полномочия, недопустимость оказания неправомерного воздействия на указанные органы и организации, а также  вмешательства в сферу деятельности   политических партий.

Субъекты общественного контроля 

Законом  определяются субъекты и объекты общественного контроля, их правовое положение, права и обязанности, формы взаимодействия.

Субъектами общественного контроля  являются:

  • Общественная палата Российской Федерации;
  • общественные палаты субъектов Российской Федерации;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  • общественные  советы  при  федеральных  органах   исполнительной власти, общественные советы  при  законодательных    (представительных) и исполнительных  органах  государственной  власти  субъектов    Российской Федерации.

При этом для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, могут создаваться:

  • общественные наблюдательные комиссии (осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания);
  • наблюдательные советы (осуществляют контроль за деятельностью государственных корпораций);
  • общественные инспекции и группы общественного контроля (работают совместно с государственными и муниципальными контролирующими органами);
  • иные организационные структуры общественного контроля.

В осуществлении общественного контроля   вправе участвовать негосударственные некоммерческие организации. Они могут быть и организаторами таких его форм, как общественный мониторинг, общественное обсуждение.

Об участии  граждан в общественном контроле 

Граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично,  так  и  в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов, которые будут привлекаться субъектами общественного контроля.

Участие  гражданина  в  осуществлении  общественного    контроля является  добровольным. При этом никто  не  вправе  оказывать      воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в осуществлении общественного контроля, а также препятствовать реализации его  права   на участие в осуществлении общественного контроля.

Об общественном инспекторе

Согласно Закону общественный инспектор – это гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки.

Общественный инспектор при проведении  общественной  проверки  пользуется  необходимыми     для   ее эффективного  проведения  правами,   в  том   числе правом получать  информацию,  необходимую  для  проведения   общественной проверки, подготавливать по результатам общественной  проверки   итоговый документ (заключение) и участвовать в его подготовке, а также высказывать особое мнение в итоговом документе.

В  случае  нарушения  общественным  инспектором    обязанностей, установленных Законом, он не может быть участником данной общественной проверки и в дальнейшем  привлекаться  к   проведению другой общественной проверки.

О наличии у общественного  инспектора при проведении общественной проверки конфликта    интересов, о любых попытках подкупа или давления на него при проведении общественной проверки, он обязан сообщить организатору общественной проверки. Информация об этом обнародуется, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

О формах  общественного контроля

Законом предусмотрено многообразие форм общественного контроля, в том числе:

  • общественный мониторинг – постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов и организаций;
  • общественная проверка – сбор и анализ информации, проверка фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов и организаций, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций;
  • общественная экспертиза – оценка актов, решений, документов и других материалов,  действий (бездействия) органов и организаций с использованием специалистов, привлеченных на общественных началах;
  • общественное обсуждение – публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов и организаций с обязательным участием в таких обсуждениях уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются;
  • общественные (публичные) слушания – собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – органами и организациями для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций.

Общественный  контроль  может  осуществляться  и  в  иных   формах, предусмотренных  другими  федеральными  законами.  При  этом     субъекты общественного контроля могут  наделяться  иными  правами  и  нести  иные обязанности, помимо предусмотренных настоящим Законом.

Общественный  контроль  может  осуществляться     одновременно в нескольких формах.

О результатах общественного контроля

Подведение итогов общественной проверки осуществляется путем подготовки и направления в органы и организации итогового документа.  Таким документом  может быть:

  • итоговый документ общественного мониторинга;
  • акт общественной проверки;
  • заключения общественной экспертизы;
  • протокола общественного обсуждения;
  • протокола общественных (публичных) слушаний.

На основании результатов общественного контроля  негосударственные некоммерческие организации могут:

  • направлять в органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности;
  • предложения по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
  • выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством РФ;
  • оспаривать в установленном федеральным законом порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов и организаций.

Субъекты  общественного  контроля  в  соответствии  с   Законом  обнародуют  информацию  о  своей    деятельности, о проводимых мероприятиях общественного контроля и об их результатах, в том числе размещают ее в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации, а также  при  необходимости   направляют информацию о результатах общественного контроля в органы  прокуратуры   и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления,   в компетенцию  которых  входит  осуществление  государственного    контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью органов  и   (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный контроль.

Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и   свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие  органы  государственной  власти  и   органы     местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

Органы государственной власти, органы  местного   самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и   организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, обязаны рассматривать направленные  им  итоговые   документы, подготовленные по результатам общественного контроля. О результатах  рассмотрения  итоговых  документов они  информируют субъекты общественного контроля   не позднее тридцати дней со дня их получения, а в случаях,  не   терпящих отлагательства, — незамедлительно.

Об открытости доступа к информации общественного контроля

Согласно Закону субъектами    общественного контроля могут создаваться специальные сайты, а также могут использоваться   официальные сайты органов государственной власти, органов  местного   самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия,  общественных  палат  субъектов  Российской       Федерации и общественных палат (советов) муниципальных образований.

Субъекты общественного контроля размещают на указанных сайтах информацию о своей  деятельности,  доступ к которой,  за   исключением информации, содержащей  сведения,  составляющие  государственную   тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым.

По  запросам  средств   массовой  информации  они обязаны   предоставлять    информацию,       предусмотренную законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

Об ответственности

Законом устанавливается ответственность субъектов общественного контроля, а также соответствующих органов власти, организаций и их должностных лиц за нарушение порядка осуществления общественного контроля.

Так, необоснованное  вмешательство субъектов общественного  контроля в деятельность  органов  власти,   иных органов и организаций, и   оказание неправомерного воздействия на  указанные  органы  и  организации, нарушение  субъектом  общественного   контроля,     общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля Закона,  в  том  числе    размещение в информационно-телекоммуникационной  сети  «Интернет»   искаженных   или недостоверных сведений  о  результатах  общественного  контроля,   влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного  контроля также влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Источник:

Принят закон об общественном контроле

Принят закон об общественном контроле: 3 комментария

  • 18.06.2016 в 17:36
    Постоянная ссылка

    Вступить в организацию «Общественный контроль» можно только через те структуры, которые уже при исполнительной власти, или можно самим организоваться?

    Ответить
  • 15.09.2017 в 04:40
    Постоянная ссылка

    По сути этот закон подразумевает контроль административного ресурса, но это не выгодно, не удобно, вредно и главам администрации и мэрам и губернатору. Этот закон мертворожденное дитя, которому никогда не открыть глаза и не сделать первый вдох!!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.