Выездная проверка образовательной организации

Выездные проверки  проводятся по месту нахождения образовательной организации. Предметом выездной проверки являются сведения о фактическом состоянии дел в образовательной организации. Выездные проверки могут быть комплексными и тематическими.

Как правило, выездная проверка начинается с представления проверяющих администрации и проверяемым. Это проводится на административном совещании в образовательной организации. Руководитель  комиссии (заместитель руководителя комиссии) знакомит присутствующих с темой,  целями и задачами, планом и содержанием проверки, формами, методами  и методиками, графиком и сроками проверки, представляет членов комиссии, экспертов. При необходимости, уточняются отдельные детали. До сведения присутствующих доводится информация о правах, обязанностях проверяющих и лиц, проверяемых  в образовательной организации.

В ходе проверки ее куратор (как правило, специалист-эксперт МОУО) выполняет диспетчерские обязанности (при необходимости), решает возникающие проблемы, а по мере завершения отдельных этапов проверки, принимает экспертные заключения, справки по итогам проверки.

Принимая заключения по итогам отдельных направлений проверки, куратор просматривает предоставляемые материалы, оценивает их соответствие полученному проверяющим заданию,  полноту представленного материала, объективность и обоснованность оценок, выводов и предложений, беседует с ним, уточняя отдельные детали. Формы экспертных заключений МОУО  разрабатывает самостоятельно.

Материалы представляются в печатном формате и в виде электронного файла, который перебрасывается на персональный компьютер куратора в отдельную папку. При наличии времени, желательно, по ходу проверки готовить проект итогового документа. Для чего заранее разрабатывается его структура.

Права, обязанности и ответственность проверяющих

При проверке образовательного учреждения проверяющие вправе:

  • в пределах своей компетенции запрашивать и получать от учреждения информацию, документы и материалы, относящиеся к предмету контроля и необходимые для его осуществления;
  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемым учреждением, иметь доступ к документам и материалам учреждения, осматривать занимаемые учреждением  территории и помещения;
  • знакомиться с информацией, касающейся деятельности проверяемого учреждения и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемого учреждения;
  • знакомиться с технической документацией к электронным базам данных учреждения;
  • проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;
  • проводить оценку знаний и умений обучающихся в различных формах, в том числе в форме тестирования, собеседования, письменного или устного опроса, контрольной работы;
  • проводить беседы с обучающимися, воспитанниками образовательной организации в присутствии их родителей (законных представителей), а также с родителями (законными представителями) обучающихся, работниками организации по вопросам, подлежащим проверке;
  • знакомиться с локальными актами образовательной организации по проверяемому вопросу.

Проверяющие обязаны:

  • иметь документ (служебное удостоверение, копию распорядительного акта или иной документ), подтверждающий его полномочия;
  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные полномочия;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемой образовательной организации;
  • проводить проверку на основании распорядительного акта;
  • проводить проверку только во время исполнения своих служебных обязанностей;
  • не препятствовать руководителю (уполномоченному представителю) образовательной организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • предоставлять руководителю (уполномоченному представителю) ОО, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомить руководителя (уполномоченного представителя) ОО с результатами проверки;
  • при определении мер, предлагаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер характеру нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и образовательной организации;
  • соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  •  доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании ОО в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдать установленные сроки проведения проверки;
  • не требовать от ОО документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
  • перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя (уполномоченного представителя) ОО ознакомить его с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  • осуществлять запись о проведенной проверке в Журнале учета проверок.

Памятка проверяющего

  • Качество информации – это главное.
  • Пишите только о том, что понимаете, в чем уверены, что хорошо знаете.
  • Не уверены – не пишите, если очень надо – проверьте.
  • Будьте объективными.
  • Утверждаете – подтвердите.
  • Не уклоняетесь  от темы.
  • Не увлекайтесь примерами.
  • Не поддавайтесь эмоциям.
  • «Краткость – сестра таланта».

Ответственность

Должностные лица, осуществляющие проверку, несут персональную ответственность за полноту и качество исполнения возложенных на них обязанностей, за соблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению контрольных функций.

Права, обязанности и ответственность проверяемой образовательной организации:

Руководитель  проверяемой образовательной организации вправе:

  • непосредственно присутствовать при осуществлении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от проверяющих информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки, итоговым документом;
  • документально указывать о своем ознакомлении с  итоговым документам по результатам проверки;
  • выражать письменно свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями проверяющих, должностных лиц МОУО;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц МОУО, повлекшие за собой нарушение прав образовательной организации или отдельных ее работников при осуществлении проверки в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Обязанности

Руководитель (иное должностное или уполномоченный представитель) образовательной организации обязан:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • создать необходимые условия для успешной работы проверяющих по исполнению предоставленных им полномочий;
  • предоставить доступ к документам и материалам учреждения, базе данных по направлениям проверки;
  • предоставить  доступ в здания, помещения, на территорию  в соответствии с направлениями проверки;
  • не препятствовать исполнению проверяющими предоставленных полномочий;
  • предоставить комиссии Журнал учета проверок для записей о проведении проверки.

Ответственность

Руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представитель ОО), допустивший нарушение законодательства Российской Федерации в области образования, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению мероприятий по контролю (надзору) или уклонении от их осуществления, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила этики поведения инспектирующего

Право инспектирующего осуществлять свои функции влечет  за  собой определенную    ответственность,    поэтому    необходимо    соблюдать выработанные практикой общения правила этики поведения по отношению  к субъектам проверки.

Любая ошибка в выводах может вызвать  отрицательную  реакцию  или скомпрометировать  инспектирующего,  а  также  нанести моральный ущерб интересам организации или должностным лицам.

     Правила:

  • честность,  ясность,  последовательность  и  объективность  при анализе  и  изложении  суждений,  мнений  по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов  с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
  • уважительное  отношение  к  предложениям  руководителей органов управления  образованием  и  образовательных  учреждений  по  объектам проверки и срокам работы;
  • понимание особенностей  образовательного  учреждения  и  органа управления  образованием,  а  также уважение интересов,  общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценку   результатов   деятельности   осуществлять   по  набору  показателей с учетом  приоритетных  направлений  и  соотнесения  их  с государственной политикой в области образования;
  • признание того,  что  интересы  и  благополучие  обучающихся  и воспитанников  являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное   отношение   и  предположение  в  порядочности  и честности   руководителей,   профессорско-преподавательских    кадров, воспитателей,   обучающихся,   родителей   и   представителей  органов управления;
  • понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия  инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности,  в  рамках  баланса  полномочий  и ответственности и указанием на конкретную проверку.

(Письмо Минобразования РФ  от 13.07.1998 N 577-30 “О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования”).

Источник:

а) документы:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей»  от 07.02.1992 N 2300-1;
  • Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
  • Методическое письмо Рособрнадзора РФ от 16.07.2012 г. №05-2680  «Методические рекомендации государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях».

б) материалы сайтов ряда муниципальных образований, муниципальных органов управления образованием, статьи «Порядок организации и проведения проверок образовательных учреждений» (“Справочник руководителя образовательного учреждения”, №7, 2012 г.).

4 комментария к “Выездная проверка образовательной организации”

  1. Знакомьтесь – Владимир Дмитриевич Солодов – директор школы и её идейный вдохновитель. 01. 07. 1991 г. назначен директором школы (строительный № 58). Это новостройка в калининском районе испытала все трудности “лихих 90-х годов”. Как я получил эту новостройку?
    Это очень интересно. 01. 07. 1991 г., после защиты своего проекта на курсах директоров лицеев и гимназий, я получил приглашение к министру образования СССР. Почему? Да потому, что Москва заинтересовалась моим проектом необычной интегративной школой.
    История рождения проекта и Реализация ПРОЕКТА, несмотря на все препоны со стороны начальника Управления по делам образования г. Челябинска В.Н. Кеспикова.

    Днепров Эдуард Дмитриевич
    Педагог Википедия
    Советский и российский педагог, академик Российской академии образования, в 1988-1989 годах руководитель временного научно-исследовательского коллектива «Школа» при Государственном комитете по народному образованию СССР, разрабатывавшего концепцию современной реформы образования; в 1990-1992 году первый избранный министр образования России. Три ключевых слова очерчивают и политическую, и научную, и нравственную позицию Э.Д. Днепрова, составляют его жизненное кредо. Эти слова звучат сегодня, увы, достаточно редко: Честь, Долг, Служение.
    Поезд № 13 Челябинск – Москва прибывает рано утром. Я оформил номер в гостинице и стал ждать начало рабочего дня. В 9 часов, я уже был в министерстве. Дежурный меня спросил, к кому я прибыл. Я рассказал о цели моего визита. Он позвонил по телефону и сказал, что меня ждут. Разговор длился не более 15 минут. Зам. Министра прервал разговор и по телефону пригласил к себе руководителя инновационных технологий. Вместе с ним я перешёл в его кабинет. Пролистав мою дипломную работу, он разобрал её по главам. Затем, вызвал своих сотрудников и раздал каждому специалисту. А мне просто сказал: – Ждите звонка… Ждать пришлось долго … Только в пятницу раздался долгожданный звонок. В три часа я был в министерстве. Разговор был коротким. Зам министра меня поздравил с отличной работой. В Челябинск отправлена правительственная телеграмма. Удачи.
    В Челябинске наша беседа с Сергеем Арсеньевичем Репиным, начальником Управления образования Челябинской области, была очень приятной. Он поздравил меня с большим успехом. Теперь я должен ехать в калининское РОНО и принимать новостройку под № 58. В будущем интегративная школа № 104. Модель ЮНЕСКО.
    Профессор Репин С. А. – действительный государственный советник Челябинской области III класса, заслуженный учитель Российской Федерации, отличник просвещения СССР, республики Башкортостан. Награждён орденом «Знак почёта», медалью А.С. Макаренко, знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью», медалью М.В. Ломоносова «За верность Родине», медалью К. Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук».
    1992г. Школа «ЮНЕСКО» организует Гуманитарную помощь в Калининский район г. Челябинска. В составе представители социал-демократической партии Германии, родительских комитетов школ и педагогов. Они представляли три города Германии: Кёльн, Аахен и Дюрен. Встречал их Глава администрации Челябинской области В. П. Соловьёв и глава администрации Калининского района Владимир Афанасьевич Трегубенков.
    В 1995 году делегация школы побывала во Франции, откуда привезла не только документацию и материалы, но и незабываемые впечатления от Парижа.
    Весной 1996 года в Школе «ЮНЕСКО» были гости – немецкие школьники. Главное – немцы жили в русских семьях. А осенью 1996 года наши ученики отправились с ответным визитом в Германию и жили в немецких семьях. Вот это и есть смысл школы ЮНЕСКО. И мы это сделали!
    А теперь отвечу на главный вопрос , который мне до сих пор задают и родители, и выпускники моей школы модель «ЮНЕСКО». Пришло время рассказать всю правду о том, как “учителя – педагогические преступники”, так называемой, “Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов № 104”, вычеркнули ИНТЕГРАТИВНУЮ ШКОЛУ МОДЕЛЬ ЮНЕСКО из истории СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ г. ЧЕЛЯБИНСКА И РОССИИ.
    Знакомтесь. Начальник Управления
    по делам образования г. Челябинска В.Н. Кеспиков.

    В марте 2002 года меня пригласил к себе начальник Управления по делам образования В.Н. Кеспиков. Разговор был коротким. Он сказал, что я не был в отпуске 5 лет. Пора отдохнуть. Я согласился. Не прошло и недели, ко мне пришла учительница и рассказала о том, что в школе работает комиссия. Какая может быть комиссия, если директор в отпуске? Я приехал в школу и пригласил к себе замов: Петрову О.В. и Кузнецову В. А. Вот эти два “педагога” рассказали, что сейф в их кабинете взломан и исчезли контрольные работы старшеклассников. А тут ещё эта комиссия… На вопрос, почему мне ничего не сообщили? Ответа не было. И я принял решение снять их с занимаемых должностей. Приказ официально оформлен. Я ещё не знал, что придумали эти «две аферистки».
    Мне позвонил Кеспиков В. Н. ( начальник городского управления образования г. Челябинска) и пригласил приехать в управление. Наш разговор был коротким. Комиссия выяснила, что учителя школы, по инициативе этих двух “гигантов мысли”, решили “восстановить все контрольные работы”.
    Представьте себе !!! Это, действительно, уму не постижимо!!! Но, при отсутствие чести и совести, всё возможно. Всё, что мне рассказал Кеспиков В. Н. Это просто этих «педагогических преступников»!!!
    Есть в классе “Петя Иванов”. Петрова О. В., зам. Директора школы, своим подчерком пишет его сочинение, делая столько ошибок, чтобы работа соответствовала оценке в журнале!!! Тоже самое делает Кузнецова В. А. по математике. Результат. “Петя Иванов” один, а по подчерку два.
    “Педагогические преступники” пойманы с поличным. Десятки работ переписаны учителями математики и русского языка. А потеряла “честь и совесть” моя школа. И возник вечный русский вопрос, ЧТО ДЕЛАТЬ ???
    А Кеспиков В. Н. вежливо говорит: Если на городском совещание я расскажу о том, что произошло “ПРЕСТУПЛЕНИЕ” в твоей школе – это будет бомба… !!!! Выбирай. Я написал заявление по собственному желанию. Я понял, что работать с этим коллективом уже не смогу … Всё же ДЛЯ МЕНЯ ЧЕСТЬ И СОВЕСТЬ !!! ДОРОЖЕ !!! МЫ-РАЗНЫЕ !!!
    Как они похожи друг на друга!!! Сплошные “ТАЛАНТЫ” !!!

    Петрова
    Ольга
    Викторовна
    “Зам.директора школы”.
    Учительница русского языка и литературы.

    Кеспиков Вадим (Вадей) Николаевич. Заслуженный учитель РФ (1996), доктор педагогических наук (2004), лауреат конкурса «Человек года» (1998) в номинации «Образование». Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степ. (2001).

    Кузнецова
    Валентина
    Александровна
    Кандидат психологических наук.
    Учительница математики.

    И я ушёл… О том, что человек “без совести и чести” стала “директрисой!?, я узнал только через несколько лет … Возникает естественный вопрос: – А судьи КТО ???
    “ ВОР ограбил магазин. Его поймали с поличным ! Директора уволили за халатное отношение !!!к своим обязанностям! …и назначили новым директором магазина …??? ВОРА !!!
    ОТВЕТ один, «а СУДЬИ, КТО ?».

    Школа, которая является членом ЮНЕСКО перестала существовать в марте 2002 года. Меня и мою школу заменили новой ‘школой”. Новая директриса -“без совести и чести” присвоила себе звание школы ЮНЕСКО. Но это звание надо ещё заслужить. Вопрос стоит жёстко. Сейчас Школа № 104 – это изуродованный ПЛАГИАТ МОЕЙ ШКОЛЫ.

    Ответить
    • Я училась в школе и при Вас и после. Всё именно так, как Вы написали. И тот Ваш первый отпуск помню. Огромное Вам спасибо и за школу и за личный пример. Первое, что пропало в школе после Вашего ухода – это возможность говорить своё мнение, свобода слова… Но моё мнение, что Ваши замы – это только пешки, хоть и преследовавшие цель – кресло директора, но они не сами это придумали. Вы разве бы смогли в школе провести выборы, так, как их проводили?

      Ответить

Оставьте комментарий