Результативность проверки образовательной организации, как и любого мероприятия, зависит от качества подготовки к ней. Поэтому специалисту МОУО, куратору проверяемого образовательного учреждения и  являющемуся де-факто организатором этого мероприятия, необходимо тщательно к ней подготовиться. Примерная программа подготовки может включать следующие элементы, которые будут варьироваться в зависимости от ее вида.

1. Определение и оформление темы, целей и задач проверки.

2. Подборка нормативной базы в соответствии с темой, целями и задачами проверки, изучение документов.

3. Сбор и анализ информации о  деятельности проверяемой образовательной организации в соответствии с темой, целями и задачами проверки. Ознакомление с материалами предыдущей проверки по данной теме.

4. Формирование плана – задания, который устанавливает особенности данного вида контроля и должен обеспечить достаточную информированность руководителя образовательной организации.

Предметом контроля могут быть:

  • осуществление образовательной организацией видов деятельности, предусмотренных учредительными документами;
  • выполнение образовательной организацией муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
  • соблюдение образовательной организацией стандартов оказания муниципальных услуг;
  • обеспечение образовательной организацией открытости и доступности информации о своей деятельности;
  • другое, определяемое учредителем.

При этом примерными направлениями проверки могут быть:

  • Нормативная база образовательной организации. Руководство и контроль в осуществлении образовательного процесса в образовательной организации.
  • Участие образовательной организации в реализации мероприятий по модернизации образования, региональных и муниципальных целевых программах. Сетевое и дистанционное обучение.
  • Реализация прав граждан, на получение дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, дополнительного образования. Обучение на дому. Семейное образование и самообразование.
  • Анализ реализации ФГОС, выполнения учебных планов, программ по учебным дисциплинам.
  • Информатизация образовательного пространства и профессиональной деятельности работников образовательной организации. Введение ЭД и ЭЖ. Школьный сайт. Интернет.
  • Организация питания детей. Организация работы по привитию обучающимся навыков здорового образа жизни.
  • Организация и система работы с одаренными детьми и инновационной деятельности.
  • Методическая работа, аттестация педагогических кадров, введение профстандарта педагога.
  • Работа органов государственно – общественного управления (Совета, Управляющего совета и др.).
  • Организация воспитательной работы,  занятости обучающихся в каникулярное время,  охват их досуговой (в т. ч. спортивной) деятельностью. Дополнительное образование.
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений.
  • Оценка качества знаний обучающихся, организация  итоговой аттестации в различных формах (ГИА, ЕГЭ), мониторинги.
  • Оказание платных образовательных услуг.
  • Работа администрации по обеспечению учебного процесса средствами обучения, в т.ч. учебной литературой, создание медиатеки и библиотеки электронных учебников.
  • Состояние здания и объектов учреждения образования, материально-техническое оснащение муниципального образовательной организации.
  • Эффективность управления финансовыми ресурсами, в том числе в части стимулирующих выплат педагогам с учетом результатов труда, введение эффективного контракта.
  • Состояние работы по предупреждению травматизма обучающихся, воспитанников, сотрудников, антитеррористическая работа.
  • Организация работы летних оздоровительных площадок на базе образовательных организаций.
  • Социальная защита обучающихся и воспитанников, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Другие.

5. Подбор состава комиссии по проверке образовательной организации, в т.ч. сторонних экспертов и экспертных организаций (при необходимости). Председателем комиссии по проверке образовательной организации, как правило, является руководитель или заместитель руководителя МОУО.

6.Согласование  подготовленных материалов с руководителем отдела, заместителем руководителя МОУО.

7.Корректировка материалов и окончательное согласование.

8. Подготовка проекта приказа (распоряжения) МОУО по проведению проверки, в котором согласно действующему законодательству должно быть отражено:

  • наименование органа муниципального контроля;
  • фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов;
  • наименование образовательной организации, ее место нахождения;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в т. ч. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов по осуществлению муниципального контроля;
  • перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

К распорядительному документу прилагаются:

  • состав комиссии;
  • План-задание;
  • План — график работы комиссии.

10. Согласование проекта приказа с руководителем отдела, заместителем руководителя МОУО.

11.Корректировка проекта приказа.

12.Представление проекта приказа на подпись руководителю.

13. Подготовка план-графика работы членов комиссии и согласование его с экспертами, руководством образовательной организации.

14. Проведение совещания (инструктажа) с членами комиссии, экспертами с участием руководства образовательной организации, уточнение плана-графика работы комиссии и экспертов во время проверки.

15. Вручение руководителю образовательной организации распорядительного документа (не позднее, чем за три дня до начала проверки).

Примечание. Характер проверочных материалов, подготавливаемых экспертами, целесообразно согласовать с руководителем проверки и работниками образовательной организации. Эксперты, привлекаемые к проверке, должны быть аттестованы (иметь соответствующие сертификаты).

При проведении комплексной проверки подготовка должна начинаться примерно за месяц до ее организации.

Для достижения большей эффективности при подготовке к проверке целесообразно воспользоваться технологиями тайм-менеджмента. 

Основные понятия (для справки)

Контроль (в менеджменте) — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей, представляющий собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, а также для стимулирования успешной деятельности. 

Эффективность контроля — это соотношение достигнутого результата к цели или достижение цели с наименьшими затратами времени, сил и средств. Степень эффективности тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата.

Контроль за деятельностью образовательных организаций осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

В зависимости от формы контроля могут проводиться выездные или документарные проверки, а в  зависимости от основания проведения контроля —  плановые и внеплановые. 

Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до начала  процедуры проверки с целью установления готовности образовательной  организации, ее персонала и системы управления.

Текущий контроль – контроль, осуществляемый в процессе реализации учреждением деятельности, путём анализа оперативных данных, текущей отчётности учреждений.

Последующий контроль – контроль, осуществляемый в процессе реализации образовательной организацией деятельности, путем анализа отчетности образовательной организации о непосредственных результатах деятельности, проведения проверок  деятельности образовательной организации.

Документарные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения МОУО. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в отчетах о деятельности образовательной организации, имеющихся в МОУО, в предоставленных ею документах, а также информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»  При необходимости МОУО могут быть запрошены дополнительные документы в виде заверенных копий.

В ходе документарной проверки проводятся:

  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т.ч. учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);
  • анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении уполномоченного органа документах образовательного учреждения;
  • оценить соответствие деятельности образовательного учреждения обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю,

то проводится выездная проверка.

Выездные проверки — проверки, которые проводятся по месту нахождения образовательной организации. Предметом выездной проверки являются сведения о фактическом состоянии дел в образовательной организации.

В ходе выездной проверки проводится:

  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т.ч. учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных
    библиотечно-информационных ресурсов, кадрового обеспечения);
  • анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (учебных помещений, сооружений, учебного лабораторного оборудования и иных средств обеспечения образовательного процесса);
  • экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ;
  • анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников. 

Плановые проверки – проверки, проводимые в соответствии с заранее утверждённым планом. Плановые проверки образовательной организации проводятся не чаще чем один раз в три года. 

Внеплановые (оперативные)  проверки  —  проверки, проводимые при  поступлении в МОУО мотивированных обращений физических или юридических лиц о ненадлежащем качестве оказываемых образовательной организацией услуг (выполняемых работ);  при возникновении  угрозы причинения вреда жизни и здоровью  воспитанников, обучающихся,  работников учреждения; при обнаружении в представленных образовательной организацией документах нарушений, связанных с предметом контроля.

Мониторинг системы образования – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы образования муниципалитета.

Комплексная проверка – проверка  деятельности образовательной организации по нескольким направлениям деятельности.

Тематическая проверка– проверка деятельности образовательной организации по определённому  направлению.

Источник:

а) нормативные документы:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ);
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей»  от 07.02.1992 N 2300-1;
  • Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
  • Методическое письмо Рособрнадзора РФ от 16.07.2012 г. №05-2680  «Методические рекомендации государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях».

б) материалы сайтов ряда муниципальных образований, муниципальных органов управления образованием, статьи «Порядок организации и проведения проверок образовательных учреждений» («Справочник руководителя образовательного учреждения», №7, 2012 г.).

Читайте также в блоге

Контроль МОУО за деятельностью образовательных организаций: правовой аспект

 

Подготовка проверки образовательной организации в МОУО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.