Контроль МОУО за деятельностью образовательных организаций: правовой аспект

В районных (городских) отделах народного образования должность специалиста, работавшего с образовательными учреждениями, именовалась –  инспектор. В настоящее время подобная должность специалиста  муниципальных органов управления образованием (далее – МОУО), как правило, называется специалист-эксперт, ибо этот работник является  муниципальным служащим.

Говорят, как назовут корабль, так он и поплывёт.

Инспе́ктор — должностное лицо, осуществляющее инспекцию; в различных организациях и ведомствах — название должности, связанной с надзором, контролем (контролер, наблюдатель, надзиратель,  смотритель) – из  Википедии.

Поэтому основная работа инспектора отдела народного образования сводилась к контролю за соблюдением законодательства в области образования и деятельностью образовательных учреждений по обеспечению качества образования.

Специалист-эксперт – это должность государственной или муниципальной гражданской службы, категории «специалисты». В обязанности специалиста – эксперта, как правило, входит аналитическая, прогностическая, проектная, координационная и информационная деятельность, организационно-методическое обеспечение организации учебного процесса в части внедрения передовых методик обучения, инновационных технологий и новых методических разработок, совершенствование применения принципов модульного, сетевого  и дистанционного обучения, а также, участие в организации и проведении проверок, оценке и контроле качества и эффективности работы образовательных организаций. Как видим, инспекторский контроль не является преобладающей функцией специалиста–эксперта.

В соответствии с законодательством муниципальный орган управления образованием, осуществляющий переданные ему местными органами власти полномочия по управлению в сфере образования, в т.ч. и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, обладая компетенциями учредителя, обязан осуществлять контроль за их деятельностью, целями которого могут быть:

  • исполнение законодательства в сфере образования;
  •  анализ соблюдения муниципальными образовательными организациями установленного порядка оказания муниципальных услуг (выполнения работ), соответствия фактического объема, качества услуг (работ), оказанных (выполненных) учреждениями, плановым значениям, установленным муниципальным заданием;
  • оказание услуг (выполнение работ) за плату сверх государственного (муниципального) задания;
  • выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению муниципального задания и выработка предложений по их устранению;
  • определение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении деятельности учреждения;
  • формирование информационной базы об объеме,  качестве, порядке оказания учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполняемых работ)  в целях оптимизации расходов бюджета;
  • другие, определяемые муниципалитетом.

Как правило, порядок (административный регламент)) организации такого контроля устанавливается распорядительным актом  администрации муниципального образования или муниципального органа управления образованием. Например, приказом начальника управления образования «Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных  образовательных учреждений муниципального  образования…»,  постановлением администрации муниципального образования … «Об утверждении положения (положений) о контроле за деятельностью муниципальных образовательных  учреждений»,   Административным регламентом МОУО  «Проведение проверок при осуществлении муниципального контроля  в области образования», постановлением администрации муниципального образования «О передаче функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений», и др. Контрольные функции МОУО могут быть определены также Положением о МОУО или его Уставом.

Примерный перечень вопросов, проверка по которым входит  в полномочия муниципального органа управления образованием:

  • соответствие локальных актов образовательной организации муниципальным правовым актам в области образования;
  • выполнение норм и правил, установленных уставом и локальными  актами образовательной организации;
  • оплата труда работников образовательной организации;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение  образовательного процесса – эффективное использование ресурсов;
  • обеспечение гражданам, проживающим на территории муниципального образования, возможности выбора форм получения образования, образовательной организации;
  • реализация региональных и муниципальных программ развития образования;
  • качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ);
  • совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • организация питания обучающихся, воспитанников;
  • выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности – педагогический аспект;
  • обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней по вопросам антитеррористической деятельности и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • результаты управленческой деятельности в образовательной организации по вопросам:

1) организация внутришкольного контроля;

2) состояние спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в образовательной организации, дополнительного образования детей;

3) выполнение установленного порядка промежуточной и итоговой аттестаций  и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся;

4) охрана здоровья обучающихся и воспитанников;

5) оснащенность учебного процесса и оборудования учебных кабинетов;

6) повышение квалификации педагогических работников;

7) другие вопросы.

При проведении контрольного мероприятия могут запрашиваться:

  • учредительные документы образовательной организации;
  • локальные акты, изданные образовательной организацией  в пределах её компетенции, в том числе:

а) документы, регламентирующие структуру управления деятельностью организации;

б) документы, регламентирующие права и обязанности работников организации;

в) документы, регламентирующие внутренний распорядок образовательной организации;

г) документы, регламентирующие оказание платных образовательных услуг;

д) приказы, распоряжения, протоколы заседаний органов  общественного управления организации;

е) другие документы.

Нормативная база

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – закон № 294-ФЗ)
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей»  от 07.02.1992 N 2300-1;
  • Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
  • Методическое письмо Рособрнадзора РФ от 16.07.2012 г. №05-2680  «Методические рекомендации государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях»;
  • Региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам надзора и контроля в сфере образования.

Специалисту- эксперту, участвующему в проверках, полезно также ознакомиться с  письмами Минобразования РФ от 10.09.1999 N 22-06-874 “Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности” и  от 13.07.1998 N 577-30 “О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования” (вместе с “Инструкцией…”, утв. Минобразования РФ 04.06.1998).

Правовые аспекты контроля

1. По определению, данному в законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ст. 2 ) проверка – это “совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами”.

2. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя МОУО. Она может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в этих документах (п. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Их копии, заверенные печатью, вручаются под роспись руководителю или его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений проверяющими.

3. Основаниями контроля могут быть:

  • план (план – график)  работы МОУО;
  • приказ начальника МОУО;
  • обращение руководителя образовательного учреждения в МОУО;
  • обращение физических лиц и юридических лиц в МОУО (администрацию, прокуратуру, средства массовой информации и т.д.) по фактам нарушений в области образования или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, обучающихся, работников образовательных учреждений.

4. Руководители образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке и ознакомлены с ее планом-заданием (п. 3, 4 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Оперативная проверка возможна без предупреждения.

5. Срок проведения проверки образовательного учреждения не может превышать  двадцати рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Как правило, проверка образовательного учреждения  занимает не более 10 рабочих дней.

6. При проведении проверок в качестве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе других отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования, высококвалифицированные педагоги образовательных учреждений, за исключением работников, состоящих в трудовых  отношениях с данной образовательной организацией.

7.По результатам проверки составляется акт  в двух экземплярах (п.1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, образовательное учреждение в течение пятнадцати дней с даты получения акта вправе представить в МОУО в письменной форме свои возражения (п. 12,16 Закона № 294-ФЗ).

8.В соответствии с законодательством МОУО не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям МОУО; 
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или его уполномоченного представителя (за исключением случая проверки информации о причинении вреда жизни, здоровью обучающихся и работающих, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера); 
  • требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

9.Перечень грубых нарушений,  недопустимых при проведении проверок (п. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ):

  • нарушение сроков проведения плановых проверок;
  • проведение плановых проверок  не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, не включенных в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверок;
  • проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
  • привлечение к проведению проверки неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление оформленного акта проверки.

10. При  осуществлении контроля за деятельностью образовательных учреждений проверяющие лица вправе:

  • в пределах своей компетенции запрашивать и получать от учреждения информацию, документы и материалы, относящиеся к предмету контроля и необходимые для его осуществления;
  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемым учреждением, иметь доступ к документам и материалам учреждения, осматривать занимаемые учреждением  территории и помещения;
  • знакомиться с информацией, касающейся деятельности проверяемого учреждения и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемого учреждения;
  • знакомиться с технической документацией к электронным базам данных учреждения.

Источник: При подготовке использованы упомянутые выше нормативные документы, материалы сайтов ряда муниципальных образований, муниципальных органов управления образованием, сайта «Менеджер образования», журнала “Справочник руководителя образовательного учреждения” за  2012-2013 г.г.

Оставьте комментарий