Кардинальная реформа подготовки педкадров

Министерство образования и науки РФ опубликовало на своем сайте проект Концепции поддержки развития педагогического образования (далее – Концепция).

Почему и зачем?

В Концепции  отмечается, что  в новых экономических условиях в РФ продолжает существовать система подготовки педагогических кадров, выстроенная в условиях регулируемого рынка труда, которые позволяли осуществлять обязательное распределение выпускников, контролировать число студентов и ограничивать мобильность абитуриентов. В настоящее время большинство педвузов не обеспечивает качественную подготовку будущих педагогов, да и значительная часть их выпускников не идет в школы.

“Результаты проведенного в 2012 году Минобрнауки РФ мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а среди гуманитарных — 42,86%”, — говорится в документе.

Кто виноват?

В Концепции обозначены три проблемы, которые влияют на качество подготовки педагогов:

1 проблема – проблема входа в профессию:

  • низкий процент трудоустройства выпускников педагогических вузов по специальности;
  • отсутствие возможности отбора абитуриентов, мотивированных к педагогической деятельности;
  • низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих на педагогические специальности.

2 проблема – недостатки в подготовке педагогов:

  • неудовлетворительное качество подготовки выпускников – это отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной школы, устаревшие техники и методики;
  • слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность;
  • плохое ресурсное оснащение учебного процесса подготовки педагогов.

3 проблема  – проблема удержания выпускников в профессии:

  • отсутствие механизмов привлечения на должность учителя способных выпускников;
  • отсутствие  системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых учителей, отсутствие у молодых специалистов карьерных перспектив;
  • отсутствие  прогноза потребностей в педагогах по регионам и др.

Что делать?

В Концепции предполагается:

1. Взять за основу подготовки педагогических кадров модель прикладного педагогического бакалавриата,   в программах  которого  значительная часть учебного времени должна быть отведена практике. Он будет реализовываться в сетевом взаимодействии вузов, колледжей и школ.

2. Разработать программы педагогической подготовки для студентов третьих и четвертых курсов непедагогического бакалавриата, которые учатся в вузах непедагогического профиля, но хотят заниматься педагогической деятельностью.

3. Создать магистратуру для подготовки учителей-методистов и управленцев.

4. Ввести приоритетный прием на бюджетные места для работающих в системе образования.

5.Ввести практическую модульную магистратуру с возможностью быстрого входа в профессию лиц, не имеющих педагогического образования, с преимущественным зачислением для уже работающих в общем образовании.

6.Стимулировать практическую работу студентов в школах. При этом должна быть проработана схема оплаты труда этих студентов (в том числе — школой) и содержательного руководства практикой со стороны работников школы и вуза (в том числе — вузом), не приводящие к излишнему ухудшению показателей эффективности этих образовательных учреждений.

7.Предусмотреть систему финансирования психолого-педагогической подготовки, включая практику студентов непедагогических вузов.

8.Создать условия в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов, включая оплату труда стажеров, с выделением для этого необходимых финансовых средств.

9.Ввести  самостоятельную педагогическую деятельность студентов-практикантов (подготовку и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями.

10.Ввести создание цифрового портфолио работ студентов и обучающихся для использования при аттестации и предъявления работодателю.

11.Разработать рекомендации по включению в базовую часть заработной платы педагогических работников доплаты за степень магистра, по снижению нагрузки работающего учителя без снижения оплаты на время обучения в магистратуре и аспирантуре.

12.Разработать и ввести квалификационные требования к минимальному уровню педагогического образования учителей. Предполагается, что работать с детьми младшего возраста смогут педагоги, имеющие степень не ниже бакалавра. При этом психологи, логопеды, коррекционные педагоги и другие специалисты, которые работают с обучающимися со специальными образовательными потребностями, должны окончить как минимум магистратуру.

Когда?

1 этап –  2014-2015 г.г.  В пилотном режиме в 17-25 вузах проводится отработка новых моделей подготовки педкадров, разработка предложений по изменению системы приема на педагогические программы.

2 этап – 2016-2017 г.г. Разработка новой системы распределения бюджетных мест для подготовки педагогов и запуск проекта в рабочем режиме.

К сведению. Учителей в России готовят 167 вузов. В год в среднем выпускается около 100 тысяч педагогов.

По данным соцопросов только 10 процентов выпускников готовы после окончания пойти работать в школу. 80 процентов абитуриентов признались, что идут учиться на учителей ради диплома о высшем образовании. В школу попадают далеко не самые лучшие выпускники, а те, кто не смог найти место потеплее.

Источники: сайты Минобрнауки РФ, Завуч. Инфо, РИА Новости

Оставьте комментарий