Управление образованием – муниципальный уровень: соответствие закону

В реализации закона «Об образовании в Российской Федерации» важную роль играют местные органы власти.

В своем Послании Федеральному собранию в 2013 г. Президент России В.В.Путин отметил, что «местная власть должна быть устроена так –  а  ведь   это самая близкая власть к людям, – чтобы любой гражданин,  образно говоря, мог дотянуться до неё рукой». И далее: «считаю  важнейшей  задачей  уточнение  общих     принципов организации  местного  самоуправления,  развитие  сильной,   независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году – в год 150-летия знаменитой Земской реформы», – сказал  В.В.Путин.

Как правило, на местах муниципальные органы власти передают полномочия в сфере образования  одному из своих структурных подразделений –  муниципальному органу управления образованием (далее – МОУО). В различных территориях они именуются по-разному: управление образования, отдел образования, управление по делам образования, комитет по образованию, отдел по образованию, отдел по образованию и молодежной политике,  отдел по образованию, опеке и попечительству администрации муниципального образования и т.д.

Блог инспектора подготовил цикл материалов по вопросам нормотворческой деятельности МОУО, как одной из его функций, которые и предлагает  вашему вниманию. Автор-составитель имеет многолетний опыт работы в  региональных и муниципальных органах управления образованием, образовательных организациях. Открывается цикл статьей «Управление образованием – муниципальный уровень: соответствие закону «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 г., к полномочиям местных органов власти в сфере образования относятся:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
  • организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
  • создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
  • создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
  • обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
  • учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
  • осуществление иных установленных законом об образовании в РФ полномочий в сфере образования.
  • создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с законом об образовании в РФ относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
  • осуществление полностью или частично финансового обеспечения содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Реализация указанных полномочий, наряду с полномочиями, предоставленными законодательством о муниципальных образованиях, обеспечивается соответствующими нормативными правовыми актами органов власти муниципального образования.

Приведём примерный перечень нормативных правовых документов, разрабатываемых на местах во исполнение закона «Об образовании в Российской Федерации» и нормативных документов Минобрнауки РФ, принятых во исполнение этого закона:

  • Положения о консультативных, совещательных и иных органах, создаваемых при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (при наличии таких органов);
  • Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (в виде  административного регламента);
  • Положение об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (в виде  административного регламента);
  • Положение об учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • Положение о самообследовании образовательной организации;
  • Положение о ведении учета форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, имеющих право на получение общего образования с указанием перечня образовательных учреждений, за которыми закрепляются обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования, самообразования;
  • Порядок установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр уход за ребенком в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;
  • Порядок установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната;
  • Порядок установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня;
  • Порядок закрепления муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального образования;
  • Положение об  осуществлении присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
  • Положение о мерах социальной поддержки и стимулирования обучающихся, в том числе с целью поощрения лиц, проявивших выдающиеся способности (при наличии таких мер);
  • Положение об организации обучения без дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья и получении ими качественного образования, в том числе посредством организации инклюзивного образования;
  • Положение об обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
  • Положение о финансовом обеспечении получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях;
  • Положение о порядке финансового обеспечения получения детьми начального, основного, среднего общего образования, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая частных предпринимателей;
  • Положение о порядке и случаях обеспечения питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов;
  • Положение об организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями;
  • Положение о  предоставлении образовательными организациями ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • Положение об установлении стоимости платных образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями, и порядке их оплаты;
  • Другие нормативные акты  по усмотрению органов местного самоуправления.

Примечание. При наличии  нормативных правовых актов, аналогичных вышеупомянутым нормативным правовым документам, они приводятся в соответствие с законом об образовании путем внесения в них изменений и дополнений.

Некоторые современные направления в политике МОУО

  • Сайт МОУО – содержание и ведение (письмо Минобрнауки России  от  18 июля 2013 года № 08-950).
  • Публичный доклад МОУО (письмо Письмо Минобрнауки РФ от 28.10.2010 N 13-312).
  • Открытость образовательных систем.
  • Деформализация деятельности коллегиальных и совещательных органов при МОУО.
  • Общественные советы при МОУО.
  • Предоставление муниципальных  услуг в электронном виде (210-ФЗ). Электронный документооборот.
  • Модельные локальные акты ОО (ФЗ от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ).
  • Муниципальные программы в сфере образования.
  • Новые формы планирования: стратегия развития, долгосрочный план развития муниципальной образования,  «дорожные карты»; долгосрочный план работы МОУО.
  • Бюджетный процесс (доведение зарплаты педработников до уровня средней в экономике по региону, формирование муниципального задания, план финансово-хозяйственной деятельности, делегирование представителей в коллегиальные органы).
  • Аттестация руководителей подведомственных ОО.
  • Эффективный контракт с педагогами и  руководителями подведомственных ОО и их должностные обязанности (письмо Минтруда России от 26.04.2013 г. № 167н).
  • Анализ самообследования подведомственных ОО (приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 462, приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324).
  • Мониторинг подведомственных ОО, в т.ч. муниципальный мониторинг (постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662).
  • Разработка показателей эффективности подведомственных ОО  (письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 г. № АП-1073/02).
  • Рейтинги (в том числе общественные) подведомственных ОО, и их руководителей.
  • Независимая система оценки качества образования (письмо Минобрнауки России от 14 октября 2013 года № АП-1994/02).
  • Контроль подведомственных ОО.
  • Общественная аккредитация ОО.

В муниципальной образовательной системе управление предполагает защиту ее интересов, обеспечение согласования с образовательными потребностями и запросами населения и требованиями государства. Поэтому система управления образованием, её инфраструктура должны быть такими, чтобы они способствовали развитию образовательных учреждений, образования в целом.

Если ранее отделы народного образования выполняли, прежде всего, функции контроля, то теперь основные  функции МОУО – организационные, координационные и сервисные. Сейчас значительно возрастает роль функций МОУО, направленных на аналитическую деятельность, на создание условий для работы образовательных организаций.

Кроме того, с  возрастанием  самостоятельности образовательных организаций  возрастает и ответственность МОУО  за развитие муниципальной системы образования в целом.

Для успешного решения стоящих перед МОУО задач нужны профессиональные управленцы. Например, по мнению министра образования Челябинской области А. Кузнецова  «уровень квалификации работников системы образования является одним из определяющих, если не самым определяющим, в качестве нашей системы. Многие наши проблемы появились не из-за того, что нет каких-то ресурсов: финансовых, материальных и т.д.  Наши проблемы от того, что мы, порой, не знаем: как эти ресурсы получить и как правильно расходовать? А ресурсы на самом деле есть и внутри системы и вне её».

При подготовке использованы материалы ряда интернет-сайтов органов управления образованием

Оставьте комментарий