Профстандарт учителя математики

Учитывая особые место и роль в   среднем общем  образовании такого предмета, как математика, обязательность его сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ,  в профстандарте педагога отдельно выделяются профстандарты учителя математики.

Согласно профстандарту педагога в процессе преподавания математики учитель должен осуществлять следующие трудовые действия:

Формирование у обучающихся:

  • способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность; 
  • способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств; 
  • конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики; 
  • внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ); 
  • умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример; 
  • умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий; 
  • умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления); 
  • материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики; 
  • умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно; 
  • способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.                     
  • позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения; 
  • представлений о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности. 

Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся.

Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.

Развитие инициативы обучающихся по использованию математики.

Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации.

Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.

Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.

                 

Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики.

Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.

Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных.

Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.

Для выполнения  своих трудовых действий учитель должен иметь следующие необходимые умения:

Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.

Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи.

Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады).

Совместно с обучающимися:

  • строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся; 
  • применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации; 
  • проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом; 
  • создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).                     

Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях.

Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.

Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала.

Владеть основными математическими компьютерными инструментами:

  • визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;
  • вычислений – численных и символьных;
  • обработки данных (статистики);
  • экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика);
  • квалифицированно набирать математический текст.                     

Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся.

Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов.

Обеспечивать коммуникативную и учебную “включенности” всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).

Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры.

Знать:

  • основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики; 
  • представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений; 
  • теорию и методику преподавания математики; 
  • специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении.

Источник: профстандарт педагога

Примечание. Блог предоставляет пользователям информацию без комментарий, которые  можно найти в методических журналах.

 

Оставьте комментарий