Профстандарт педагога – общепедагогическая функция. Обучение

Как известно, составляющими образования детей являются  обучение, воспитание и развитие. Поэтому и в содержание профстандарта педагога входит описание соответствующих трудовых функций.

Профстандартом педагога установлено, что в функцию педагога «Общепедагогическая функция. Обучение» входят:

  • участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации;
  • разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • планирование и проведение учебных занятий;
  • формирование универсальных учебных действий, навыков, связанных с ИКТ,  мотивации к обучению;
  • систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
  • организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
  • объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Для реализации этих трудовых функций  педагог должен:

  • обладать следующими умениями: 

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Владеть ИКТ-компетентностями:

– общепользовательская ИКТ-компетентность;

– общепедагогическая ИКТ-компетентность;

– предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой  деятельности).

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

  • знать:

Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке.

Историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества.

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету.

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства. Конвенцию о правах ребенка.

Для справки:

Общепользовательская,  общепедагогическая, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность  являются компонентами профессиональной ИКТ-компетентности.

Профессиональная ИКТ-компетентность – это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно,  тогда и когда нужно.

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Например, в составе  общепользовательского  ИКТ- компонента вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе, соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ, видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе, клавиатурный ввод, аудиовидиотекстовая коммуникация, навыки поиска в Интернете и базах данных и др.

Общепедагогический ИКТ- компонент включает планирование, анализ  и организацию образовательного процесса,  составление портфолио учащихся и учителя, дистанционное консультирование учащихся, организацию и проведение групповой  деятельности в телекоммуникационной среде, визуальную коммуникацию, организацию мониторинга учащимися своего состояния здоровья и др.

Предметно-педагогический ИКТ- компонент включает постановку и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета, получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных, обработку числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации,  поддержку учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся и др.

Источник: Профстандарт педагога,  Концепция профстандарта педагога

 

 

Оставьте комментарий