Профстандарт педагога утвержден

На сайте “Российской газеты” опубликован приказ  Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. N 544н  “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. Зрегистрирован в Минюсте РФ 6.12.2013 г.Регистрационный N 30550.

Установлено, что профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Таким образом, правовой основой деятельности педагога на федеральном уровне являются:

  • квалификационная характеристика  (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». Зарегистрирован в Минюсте РФ 6.10. 2010 г. Регистрационный N 18638);
  • правовой статус педагогического работника (федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» статьи 47, 48, 49);
  • профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. N 544н  “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6.12.2013 г. Регистрационный N 30550);
  • Трудовой кодекс РФ. 

Примерный порядок работы с документом:

  1. Внимательно изучить содержание документа, обратив особое внимание на его отличительные особенности.
  2. Довести настоящий приказ до сведения каждого педагогического работника.
  3. Рассмотреть профстандарт на заседаниях предметных объединений, «круглых столах», педсовете, органах самоуправления.
  4. Определить направления деятельности администрации и педколлектива по внедрению профстандарта.
  5. Привести в соответствие  с профстандартом локальные акты образовательной организации.

PS.Предполагается подготовка ряда материалов по вопросам профстандарта педагога в настоящем блоге.

О профстандарте см. “Управление современной школой. Работа с документами часть 1 “О профстандарте педагога” на страничке директора в настоящем блоге.

38 комментариев к “Профстандарт педагога утвержден”

  1. У меня высшее педагогическое образование:учитель физики и математики, но я 33 года отработала воспитателем в детском саду. Заведующая объявила, что с 1 января 2015 года, согласно “Стандартам”, я не буду иметь права работать в детском саду, так как не имею “дошкольного образования”.Так ли это?

    Ответить
    • Добрый день, Анна!
      Информация к сведению.
      1. Согласно п. 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утверждена постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678) должность воспитателя отнесена к должностям педагогических работников.
      2.В соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, частью 1 ст. 46 которого предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
      3.Согласно ФГОС ДО п. 3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы
      квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Минюстоми РФ 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Минюстом РФ 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).
      4.Согласно положениям раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом
      Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, в отношении воспитателя установлено требование о наличии высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.
      5.Пофстандартом по должности учитель, воспитатель предусмотрены следующие требования к образованию:
      высшее профессиональное образование или среднее профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности) либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образования и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы не предъявляются.
      6. Согласно ФГОС ДО в целях эффективной реализации образовательной программы в дошкольной образовательной организации должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования.
      7. Надеемся, что Вы разобрались во всём. Для получения официального ответа советуем обратиться на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ или в Минобрнауки РФ.
      При подготовке информации были использованы материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ (эксперт Наумчик Иван, рецензент Воронова Елена).

      Ответить
      • Много написано умного и не понятно. Так имею ли я право работать воспитателем, если у меня высшее образование. Учитель математики и информатики. Да или нет? или все таки, мне нужно проходить переподготовку?

        Ответить
        • Уважаемая Наталья! В соответствии с п.23 Порядка аттестации Вы можете работать в данной должности при условии соответствующей рекомендации аттестационной комиссии вашей образовательной организации.
          В разделе «Особенности применения пункта 23 Порядка аттестации» Комментария к порядку проведения аттестации педагогических работников, подготовленного ЦС профсоюза работников образования и науки РФ, дано подробное разъяснение по данному вопросу.
          Что касается прохождения переподготовки, то такое право Вам предоставлено законом «Об образовании в РФ». Необходимость обучения педагогов по тем или иным программам дополнительного профессионального образования возникает по разным причинам, в т.ч. в связи с несоответствием имеющейся квалификации профилю работы в должности, перед прохождением аттестации.
          Чтобы получить официальный ответ, советуем обратиться на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы»

          Ответить
  2. Необходима ли мне переподготовка по узкой специализации учитель конкретного предмета если в 2001 году я окончила УРАО г. Москва по направлению 511100 специальность экология и природопользование По диплому и согласно единому квалификационному справочнику должностей я имею право преподавать экологию, физику, географию, химию, биологию Если это необходимо, то в какие сроки?

    Ответить
    • Уважаемая, Людмила!
      Согласно закону “Об образовании в РФ” работник должен проходить переподготовку не реже одного раза в 3 года.

      Ответить
      • Я проходила курсы по предмету в прошлом году Но вопрос в том, что необходимо получить другой диплом об образовании, причём с узкой специализацией преподаватель физики отдельный диплом преподаватель географии и т. д.

        Ответить
        • Уважаемая Людмила!
          Получение второго диплома это Ваше личное дело. Для получения официального ответа рекомендуем обратиться на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ.

          Ответить
      • В законе написано не “должен”, а “имеет право” проходить ПК раз в три года, а во ФГОС – “должен” – каждые пять лет!

        Ответить
        • Уважаемая Альбина! А что же Вас смущает? Совершенно верно, в законе указано право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, которым Вы может воспользоваться или нет. А вот ФГОС это уже обязывает делать раз в 5 лет, вероятно для того, чтобы Вы были на уровне.

          Ответить
  3. В едином квалификационном справочнике должностные инструкции учителя- дефектолога и учителя -логопеда стоят через запятую. Значит ли это что кто – то один должен работать или оба специалиста должны быть на группе с ЗПР. В каком правовом документе это прописывается. Могу потерять работу я олигофренопедагог?

    Ответить
    • Уважаемая Светлана!
      1.Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников – Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.
      Следовательно, для разработки должностной инструкции учителя-дефектолога и должностной инструкции учителя–логопеда используется одна и та же квалификационная характеристика.
      2.Штатное расписание разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается вышестоящей организацией – письмо Минобрнауки №4317/02-18 от 19 сентября 2013 г. «О штатном расписании».
      По вопросу трудовых правоотношений рекомендуем обратиться за консультацией в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ.

      Ответить
  4. Я учусь на заочном отделении в педагогическом колледже “Дошкольное образование”. Могу ли я работать воспитателем в детском саду

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Советуем почитать раздел «Особенности применения пункта 23 Порядка аттестации» в Комментарии к порядку аттестации педработников, подготовленного ЦС профсоюза работников образования РФ (Информационный бюллетень ЦС №6).

      Ответить
  5. я педагог дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности.я могу с таким образованием работать в саду,без переподготовке?

    Ответить
    • Добрый день, Дарья! Необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем в соответствии статьями 187, 196, 197 ТК РФ. По вопросам приема читайте в разделе «Особенности применения пункта 23 Порядка аттестации» Комментария к порядку проведения аттестации педагогических работников, подготовленного экспертом отдела по вопросам общего образования ЦС профсоюза работников народного образования РФ В.Н.Понкратовой. Информационный бюллетень ЦС №6 2014 г.

      Ответить
  6. Здравствуйте , работаю учителем – дефектологом в ДОУ ( квалификация по диплому педагог – психолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии , специальность коррекционная педагогика и специальная психология дошкольная ) нужно ли будет проходить переквалификацию на педагога – дефектолога ?

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! Право на подготовку и дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года закреплено пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем в соответствии статьями 187, 196, 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.

      Ответить
  7. Добрый день! Имею высшее образование по специальности “Землеустройства и лесного хозяйства” работаю преподавателем Землеустройства в колледже, нужно ли мне получать дополнительно педагогическое образование?

    Ответить
    • Добрый день, Альбина! На основании статьи 196 ТК РФ работодателю предоставлено право определять необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, а также с учётом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьёй 372 ТК РФ. При этом, согласно части 2 статьи 197 ТК РФ, право работников на дополнительное профессиональное образование реализуется путём заключения договора между работником и работодателем.
      «Наличие положений, содержащихся в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования и пункте 23 Порядка аттестации, не только не исключает возможность продолжения работы педагогическими работниками, обладающими практическим опытом и компетентностью, принятыми на соответствующие должности до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, но и сохраняет такую возможность в настоящее время.
      Необходимо также иметь в виду, что указанные в квалификационных характеристиках должностей работников образования направления подготовки «Образование и педагогика», следует применять с учетом соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1245» – сказано в Разъяснениях Минобрнауки и Общероссийского профсоюза работников образования РФ 2014 г. в ответе на вопрос 26.

      Ответить
  8. Здравствуйте, я имею высшее техн.образование и диплом о переподготовке по специальности психология).На данный момент обучаюсь на логопеда(магистратура 1 курс из 2.4г). И хотела бы устроится на работу в ДУ воспитателем. Какие курсы и в каом объеме мне надо закончить для этого.Есть курсы «Теория и методика профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях требований ФГОС дошкольное образование» в объёме 300 часов(педколледж СПб) или нужно большее кол-во часов? Спасибо. Ирина

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! В соответствии с тарифно- квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.

      Ответить
  9. Добрый день! В нашем детском саду работают 2 учителя-логопеда с высшими образованиями ” Учитель русского языка и литературы”, стаж работы у обеих – более 30 лет, дважды проходили аттестацию по должности учитель-логопед, обе – пенсионного возраста. Необходимо ли им проходить переподготовку либо получать высшее образование, чтобы продолжить работу в детском саду после 1 января 2017 года? Заранее спасибо!

    Ответить
    • Добрый день Оксана! Необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем в соответствии статьями 187, 196, 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.
      В Правительство РФ внесён законопроект о независимой оценке квалификаций. В соответствии с ним подтверждение квалификации должно быть добровольным. Также подготовлены соответствующие изменения и в Трудовой кодекс РФ. Как правило, закон обратной силы не имеет. А это значит, если работник не имеет квалификации, соответствующей требованиям профстандарта, его нельзя будет уволить просто так. Согласно ст.81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

      Ответить
  10. Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста, советом. Имею высшее пед. образование (учитель биологии). Хочу работать логопедом. Подскажите, какие курсы профессиональной переподготовки мне надо пройти, чтобы соответствовать профстандарту логопеда? Есть ли обязательные требования к вузу, дающему такой диплом (лицензия, гос. аккредитация и т.д.). Это обозначено в профстандарте? Спасибо!

    Ответить
    • Добрый день, Оксана! Для официального ответа советуем обратиться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы. Советуем также обратиться к Письму Минобрнауки России 10 августа 2015 г. № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования».

      Ответить
  11. И ещё – можно ли получить профессиональную переподготовку (высшее государственное образование есть – учитель биологии) на логопеда в негосударственном вузе, имеющем действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности? С таким дипломом меня возьмут на работу логопедом в детский сад?

    Ответить
    • Добрый день, ИмяОксана! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнабзор либо в Минобрнауки России.

      Ответить
  12. Добрый день!Помогите пожалуйста советом!Я имею высшее образование по специальности учитель начальных классов, стаж работы 26 лет больше 15 лет в должности воспитателя.Нужно ли мне проходить переподготовку, чтобы работать дальше воспитателем в детском саду??? если я её не пройду чем мне это грозит?

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! 1.Согласно квалификационной характеристике по должности воспитатель (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н) предусмотрено наличие высшего профессиональное образование или среднего профессионального образования по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.
      В соответствии со ст.46 ч.3 закона об образовании право на занятие педагогической должности имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартам.
      2.В письме Минобрнауки от 10.08.2015 г. №08-1240 разъяснено, что при решении подобного вопроса следует руководствоваться вышеупомянутым приказом и п.23 Порядка аттестации.
      Отсутствие у педработника образования по профилю работы (направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя содержит положительную оценку его профессиональных, деловых качеств и результатов педагогической деятельности по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
      3. В соответствии с п.23 Порядка аттестации аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности
      педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации” раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
      4. Необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд в соответствии со статьей 196 ТК РФ определяется работодателем с учетом положений, предусмотренных статьями 187 и 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При подготовке информации использованы материалы, подготовленные экспертом отдела по вопросам общего образования аппарата ЦС Профсоюза В.Н. Понкратовой.
      Для официального ответа советуем обратиться на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы.

      Ответить
  13. Здравствуйте! Обучаясь в Московском педагогическом университете по специальности “География” ( 1992-1997гг), параллельно закончила факультет дополнительных педагогических профессий и получила квалификацию “Педагог-консультант по психологическим вопросам в школе”. Стаж работы педагогом-психологом 17лет. Последние 14 лет работаю педагогом-психологом в ДОУ, имею высшую категорию, являюсь членом экспертной группы педагогов-психологов Московской области. Мой вопрос: соответствует ли моё образование требованиям профстандарта? В профстандарте педагогов-психологов не прописана возможность получения переподготовки, но в случае пройденной мною переподготовки “Педагогика и психология дошкольного образования” улучшу ли я собственную ситуацию соответствия занимаемой должности? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Для официального ответа советуем обратиться на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы либо в Минобрнауки.

      Ответить
  14. Здравствуйте! Я по образованию олигофренопедагог. Работаю в детском саду педагогом-психологом. Проходила курсы повышения квалификации. Имею I квалификационную категорию. Нужно ли мне проходить курсы переподготовки?

    Ответить
    • Добрый день, Эльмира! Необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем в соответствии статьями 187, 196, 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ. Поскольку с 1 января 2017 года начинается переход на профстандарты, руководитель вместе с работником должен об этом позаботиться.

      Ответить
  15. Здравствуйте!Работаю учителем-логопедом в детском саду, в дипломе написано учитель-логопед.Надо ли мне проходить профессиональную переподготовку на педагога дошкольного образования, ведь учитель-логопед итак в основном работает с дошкольниками?

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Право на подготовку и дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в три года закреплено пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Об этом говорится и в ФГОС ДО.
      Необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем в соответствии статьями 187, 196, 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.
      Т.о., вы можете или нет воспользоваться этим право, также как и ваш работодатель.

      Ответить
  16. Здравствуйте.подскажите пожалуйста может ли дефектолог работать воспитателем в саду.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Согласно квалификационной характеристике (приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н г.)к квалификации воспитателя предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.
      В соответствии с п.23 Порядка аттестации аттестационные комиссии организаций дают рекомендации
      работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации” раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования”
      Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н г.) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
      Т.о,работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует требуемое образование, но который, по мнению работодателя, обладает достаточным практическим опытом и компетентностью и может выполнять работу в должности, вправе для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию организации, в полномочия которой вменена функция дать (не дать) разрешение на прием на работу такого кандидата.

      Ответить

Добавить комментарий для Оксана Отменить ответ