Как сообщает Российская газета (см. «РГ» рассказывает об особенностях домашнего образования),  в целом, опыт семейного обучения в России получили уже более 1,5 миллиона россиян. Ежегодно около 100 тысяч семей переводят детей на домашнее обучение.

Об организации семейного образования было подробно рассказано в статьях «Семейное образование, самообразование» и « Как организовать семейное образование», размещенных на страницах  настоящего блога.

В настоящее время Минобрнауки РФ направило руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, специальное  письмо за № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме», в котором даются разъяснения по ряду вопросов получения образования в форме семейного образования. В частности:

Об оплате (что платно, что бесплатно)

1.Конституцией Российской Федерации определено, что основное общее образование является обязательным, а также гарантированы его общедоступность и бесплатность в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Следовательно, если родители (законные представители)  выбирают получение образования в семейной форме, то таким образом они отказываются от получения образования в образовательных организациях и  принимают эти обязательства на себя.

Т.к. семейное образование — это форма получения образования вне образовательных организаций, то и  родители (законные представители), забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на его  обучение.

2.Однако бесплатно обучающийся проходит экстерном промежуточную и итоговую аттестации в образовательной организации.

Бесплатно ему предоставляются учебники и учебные пособия. Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

3. За счет бюджета ученики, если захотят, могут  приходить на какие-то уроки в школу, к которой они прикреплены. Кроме того, обучающиеся, которые находятся на семейном обучении, имеют право участвовать во всех творческих конкурсах, олимпиадах, осваивать дополнительные образовательные программы в этой школе также бесплатно.

4. Субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке, при выборе ими получения образования в семейной форме, в виде  компенсаций на обучение.

5.Для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Она может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

6.И еще. По желанию родителей (законных представителей) ребенок в любое время может вернуться в образовательную организацию для продолжения  образования, а также  продолжает получение образования в образовательной организации, если им не будет ликвидирована  академическая задолженность.

Кроме того на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) ребенок  вправе продолжить образование  в любой иной форме, предусмотренной законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Как выбрать  школу

1.Образовательные организации, в которых предусмотрена возможность прохождения детьми, находящимися на семейном обучении, соответствующей аттестации, определяются местным органом самоуправления. Список таких школ можно получить в органах местного самоуправлениях, региональных департаментах, управлениях или министерствах образования.

2.«Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации» — говорится в письме Минобрнауки.

3.По желанию родителей (законных представителей)  образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

4.Следует обратить внимание на тот факт, что  при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, не несёт ответственность за качество образования, а отвечает лишь  за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Как оформить семейное образование

1.О выборе получения образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют орган местного самоуправления (иной уполномоченный орган) по месту жительства, который прикрепляет их к определенной образовательной организации. При этом они должны получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации.

2. Для прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации экстерном родителям (законным представителям)  надо написать на имя руководителя  организации, осуществляющей образовательную деятельность, заявление о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, на основании которого образовательная организация издает  распорядительный акт о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

3. В случае перехода лица, находящегося на семейной форме образования, для продолжения обучения в образовательной организации зачисление в образовательную организацию осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107.

Администрирование семейного образования

1.Организация получения  общего образования в форме семейного образования регламентируется региональным нормативным правовым актом.

2. Образовательная организация, к которой прикреплен обучающийся в форме семейного образования,   издает  распорядительный акт о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

3.Образовательной организацией, к которой прикреплен обучающийся в форме семейного образования, должен быть принят соответствующий локальный нормативный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. Порядок прохождения аттестации экстерном целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Локальный нормативный  акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4.При выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни, – говорится в письме.

5.И в образовательной организации, к которой прикреплен обучающийся, получающий образование в форме семейного образования, и в семье, должны быть созданы соответствующие условия для успешного овладения обучающимися общеобразовательными программами. Образовательная организация должна оказывать консультативную помощь в разработке индивидуального плана обучения.

Источник: сайт Минобрнауки РФ, «Российская газета»

О семейном образовании разъясняет Минобрнауки РФ

О семейном образовании разъясняет Минобрнауки РФ: 95 комментариев

  • 17.12.2013 в 16:57
    Постоянная ссылка

    Добрый день!Мой сын-учащийся средней школы г Кирова-7 класс..Имеет бронхиальную астму и аллергиюатопический дерматит и гастроэнтероколит..Кроме названных-еще 5 диагнозов..Доктора говорят что не могут предоставить ребенку образование дистанционное т к у него астма не тяжелой формы и он не инвалид!!!Какое-то БЕЗУМИЕ!!Ребенок пропустил по болезни-почти 2 четверти..Т Е пока чиновники рассуждают-сын не получает образования!!Учу его сама-я не педагог-я-доктор нетрадиционник..Что делать?Можно ли вывести ребенка на семейное образование??Ведь его права нарушаются т к он должен получать образование а не может всвязи с болезнями!!!!

    Ответить
    • 18.12.2013 в 10:35
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья!
      В соответствии с действующим законодательством родители вправе выбирать форму получения образования и форму обучения, в т.ч. дистанционное обучение и семейное образование.
      По вопросу дистанционного обучения Вам следует обратиться к его организаторам лично или на сайт и ознакомиться с условиями его предоставления (есть определенные особенности). По вопросу перехода на семейную форму получения образования действуйте так, как описано в настоящей статье и у Вас всё получится.

      Ответить
  • 10.03.2014 в 07:56
    Постоянная ссылка

    Наталья,спасибо,оченьдоходчиво и четко представлены комментарии по семейному образованию. Но,хочется иметь алгоритм создания локального акта семейного бразования или его образец.Очень прошу помочь с этим

    Ответить
    • 11.03.2014 в 19:50
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина!
      Порядок взаимодействия образовательной организации с родителями (законными представителями), осуществляющими получение обучающимися общего образование в форме семейного образования, в т.ч. организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстернами, определяется локальным актом, разрабатываемым образовательным учреждением самостоятельно. Поэтому образца подобного типового акта найти не представляется возможным. Вместе с тем в ряде территорий разработаны или Положения или рекомендации об организации семейного образования на муниципальном уровне.
      Об алгоритме подготовки локального акта образовательного учреждения в виде положения читайте в статьях блога «Как подготовить Положение «О единых требованиях к одежде обучающихся», размещенной в рубрике «Страничка директора», и «Работа с документами в МОУО — подготовка положений», размещенной в рубрике «Управление образованием».
      Возможный вариант структуры положения:
      1.Общие положения.
      2.Порядок (правила) приема.
      3.Порядок организации и проведения промежуточной аттестации и ГИА обучающихся.
      4.Права, обязанности, ответственность
      образовательного учреждения;
      обучающихся;
      родителей (законных представителей).
      5.Финансирование.
      6.Документация.
      7.Заключительные положения.
      8.Приложение: примерная форма договора.

      P.S.Чтобы посмотреть пример, зайдите на сайт какой-либо школы, лучше московской или питерской, но не старайтесь копировать.

      Ответить
  • 23.10.2014 в 19:25
    Постоянная ссылка

    Здесь декларируется дискриминация и социальное неравенство. Омичи! Очнитесь. В Российской Федерации на основании статей 6 и 19 равные для всех права. Налогообложение одинаковое. Поэтому и образование детей в любых формах обеспечивает государство! Конституция РФ- статья 43 п.5, Конвенция о правах ребенка-статьи 2,3.4,28! Очень жаль, Наталья Граф настолько некомпетентна, освещая эту тему.

    Ответить
  • 23.10.2014 в 19:29
    Постоянная ссылка

    Согласно статье 18 Конституции РФ ( помимо упомянутых мной статей 6 и 19 Конституции РФ) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Ответить
  • 09.02.2015 в 19:31
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! В нашей школе есть семья, в которой родители вместе не живут. Из-за конфликта с мамой, папа решил перевести ребенка на семейное обучение. Может ли он это сделать и каковы действия школы?

    Ответить
    • 12.02.2015 в 09:25
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Надежда! Рекомендуем проконсультироваться в местном органе опеки и попечительства по месту жительства.

      Ответить
  • 11.02.2015 в 23:18
    Постоянная ссылка

    Я-учитель и мама соответственно. Имею два высших образования. Стаж.педагога 20 лет с небольшим. Дочка в 4 классе. В селе-обр. центр. Стандарт ФГОС. В 1 классе натерпелись много: учеба, конкурсы, муз. школа, уроки до ночи. Сначала столкнулись с поборами. Требовали деньги на проектор и ноутбук. Мы с родителями пошли к директору. Я преподавала в школе, где мой ребенок посещал 1 класс. Началась травля ребенка. Учитель физкультуры крикнула в коридоре при учителях и детях мне: «Ты делаешь изгоем своего ребенка». Это последовала, когда подошла к учителю физкультуры с дипломом Сельскох. академии с просьбой поменять расписание в лень, когда физкультура ставится после еды. Детей тошнило-все убирали технички. Родители боялись возмущаться. Министр ответил, что это нарушение. Расписание переделали позже. Но разве норма то, что Санпин нарушается? Об этом говорят родители , которым не безразлично здоровье ребенка. Сколько смертей на уроках! Посмотрите видео. В итоге я перевела ребенка в другую школу. Все как бы нормально было. Но меня уволили из школы за то, чтоя начала защищать свои права: оплату в выход. дни, выступала против поборов с родителей, с учителей, против превращения учителей в рабочих ( убирали подвал, красили, и грузчики…), обратилась в местное управление образование, когда началось хулиганство, к министру и уполномоч. по правам человека. Не дождавшись ответа , меня уволили. За 4 месяца состтряпали акты , выговоры. В суде мне предложмли мирное с 25000. Я отказалась. Нанимала адвокатов. Стала им сама. Суд продажный. Прошли апеллляцию. Инсп. труда признала нарушение. Ответ прислала с нарушением сроков. Все писали на аудио. Суд даже игнорировал Федер. акты и т.д. Сейчас кассация. Много сижу с запросами. И еще работаю в хорошей школе, даю результаты. Все нормально. Земля и небо -разница в школах. В прошлой школе отработала 20 лет без замечаний, выговоров. И вдруг… Аттестацию зарезали. Творили все. Я все равно прошла. Из данной школы так называемая директор убрала 5 учителей0сильных. Некоторые пошли в суд. Эта директор имеет взыскания после моих обращений. И не только моих. Жалобы родителей, учителей, воровство, подделка документов. Недавно в школе произошло сексю насилие над ребенком, при мне ребенок упал со второго этажа… Многое творится. Инспекция тр. убрала уч. физкультуры, которая бросала детей, одновременно работая зав. клубом и имевшая 50 часов уроков в школе. Какое отношение имеет эта , моя ситуация , к моему ребенку? Прямое. Второй, третмй и половина 4 класса ребенок учился хорошо, имея две , три четверки годовых, ост. все пятерки. После приезда из Крыма(мы были в санатории ) каждая неделя-две двойки в дневнике. Одна по англ. Я подошла к учителю, которая не очень корректно мне пояснила, что имеет право и это стимулирует. Я понимаю, если ребенок не учит. Но моя дочка учит всегда. Мы с мужем сразу поняли: все идет от директора, от местного нач. от. образования. Потому как я постоянно пишу запросы в министерство образ., прокуратуру представить сведения из школы, в которой работала (ответы на мои обращения к директору о дежурстве и тд.) А непред. ответа-нарушение. Они пишут отписки. Но суд высшей инстанции заинтересовался нарушениями. И теперь в качестве мишени не только я, но и мой ребенок. Я знаю все законод-во. Год потратила на изучение, практика в судах. Судья и прокурор сами просили отвод, о юрист ответчика рекомендовала писать диссертацию по юриспруденции.И вот я заинтересовалась вопросом семейного воспитания по оой простой причине, что сама буду отвечать за качество, а итоговое тестирование буду осуществлять с предст. своей стороны, а не олько из школы, чтобы не дать занизить отметку. И по ой причине, что этот ФГОс уродует детей: внеурочка , которая осуществляется с нарушением Снпина, Закона об образовании. Ребенок приходит из школы в 3-4 вечера. Идет на танцы. Приходит в 6 вечера. После уроков в школе внеурочка. Написали заявление на 4 часа только, но учитель делает так, что оставляет и на проект. деят-ть, которой я влядею сама и проект с ней сама готовлю и на другие. В итоге- уставший ребенок делает уроки до 11 вечера. Некоторое не успевает. А еще повторение нужно-итоговый тест впереди.Здоровье ребенка никому не нужно. Родители против этих насильных кружков. Но боятся, т.к. страдает потом ребенок. Тетради печ. основы ведутся изредка. Половину пустые. А некоторые части и не тронутые вовсе. Дом. задания проверяются не часто. И возникшие вопросы мы самостоятельно ликвидируем.Учитель на конкурсах делает себе зарплату. В сельской школе повыше она. А в город. школе за ставку при категории 10000.И теперь я езжу в школу за 80 километров. И еще даю результаты. Приезжаю в 10 вечера. А ребенок требует внимания. Но админ-я школы мне несколько дней делает-понимает. И я благодарна. Вот таки права у нас в России, у грамотных людей, которые не боятся встать на защиту своих прав. Теперь вот отправила письмо Президенту РФ. И упол. по правам человека в России. Себя направляю лозунгом: Кто стучится, тому откроется.

    Ответить
  • 08.04.2015 в 11:26
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! В нашей республике определена одна школа для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, которая в 3 часах езды от нашего района. Это многих родителей останавливает от перехода на семейное образование. У меня вопрос: где экстерн получает аттестат???
    спасибо

    Ответить
    • 10.04.2015 в 15:14
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Любовь! 1.Попробуйте порешать вопрос в региональном органе управления образованием.
      2.В образовательной организации, в которой проходил итоговую аттестацию.

      Ответить
  • 01.09.2015 в 08:58
    Постоянная ссылка

    Семья решила вывести своего ребенка на семейное образование. Оформили заявление в Комитете по вопросам образования. Далее Учредитель определил устно нашу школу как организацию для прохождения аттестации. Должен ли быть какой-то приказ, распоряжении об определении нашей школы или достаточно устного решения? Если это теперь не наш ребенок, то на каком основании я могу выдать ему учебники? И как будет оплачиваться работа педагогов, которые будут принимать аттестацию?

    Ответить
    • 01.09.2015 в 17:10
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина! При предоставлении данной услуги следует руководствоваться письмом Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме».
      Сообщаем в порядке информации:
      — формы и перечень распорядительных актов нормативными документами не регламентированы. Так в вышеупомянутом письме сказано, что при информировании органа местного самоуправления по месту жительства о выбранной форме семейного образования родители (законные представители) обучающегося должны получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Т.к. вопрос организации семейного образования относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ, то ими должен быть подготовлен нормативный документ о порядке предоставления образования в семейной форме, в котором для родителей должны быть изложены порядок реализации основой программы общего образования в форме семейного образования, дана форма договора, который заключают власти с родителями , сумма, выделяемая на реализацию программы общего образования в рамках ФГОС;
      — полными академическими правами обучающиеся пользуются после их зачисления в состав обучающихся для прохождения промежуточной и итоговой аттестации;
      — оплата труда педагогических работников, проводящих промежуточную аттестацию обучающихся, осуществляется только за счет фонда оплаты труда образовательной организации. Эти расходы должны быть включены в государственное (муниципальное) задание. Если этого не сделано, то это могут быть только финансовые средства, полученные из иных источников. Нормативные затраты на оказание данной государственной (муниципальной) услуги могут быть определены учредителем образовательной организации;
      — для организации обучения в форме семейного образования в общеобразовательной организации необходимо наличие следующих документов:
      -заявление родителей (законных представителей) о переводе на обучение в форме семейного образования;
      -заявление на прохождение обучающимся промежуточной или итоговой аттестации;
      -договор с общеобразовательной организацией об организации и проведении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования;
      -организационно-распорядительный акт (приказ), определяющий форму образования в отношении конкретных обучающихся на основании их заявлений (заявлений родителей) о выборе формы образования;
      - организационно-распорядительный акт (приказ), регламентирующий аттестацию учащегося;
      -организационно-распорядительный акт (приказ), об итогах аттестации учащегося;
      -расписание (график) консультаций и аттестации учащегося;
      -протоколы аттестации.
      При необходимости общеобразовательная организация оформляет иные документы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

      Ответить
  • 01.12.2015 в 10:48
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Сколько предметов нужно сдавать семейнику. Раньше на экстернате было четко закреплено , что не больше 12. Сейчас неразбериха, заставляют и ИЗО и физ-ру и музыку и технологию. Где можно узнать — ПО СКОЛЬКИМ ПРЕДМЕТАМ ДОЛЖЕН АТТЕСТОВАТЬСЯ СЕМЕЙНИК?

    Ответить
    • 03.12.2015 в 09:41
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Светлана Н.! При получении образования в форме семейного образования учебный план должен соответствовать ФГОС и включать все предметы инвариантной части типового учебного плана. При его формировании Вы можете обратиться в образовательную организацию, к которой закреплены для прохождения аттестации. Вас обязаны ознакомить с положением о промежуточной аттестации этого учреждения. Советуем ознакомиться с материалом в нашем блоге «Семейное образование – кротко о главном».

      Ответить
  • 01.08.2017 в 22:47
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, куда обратиться по поводу библиотечного фонда для семенников, когда в школе не хватает учебных пособий по некоторым предмета. Спасибо.

    Ответить
    • 02.08.2017 в 09:14
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Дина! В местный либо в региональный орган управления образованием.

      Ответить
  • 02.08.2017 в 15:08
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Сегодня звонила в УО нашего города. Сообщила о желании перевести ребенка на СО со второй четверти. Сказали, что это возможно, что проблемы в этом нет. НО! Ребенок, перейдя на СО, не может принимать участие в таких активностях как олимпиады, конкурсы чтецов… Мотивируют это тем, что перечень участников этих мероприятий подается от школ. А в частном порядке — не возможно. Верно ли это?

    Ответить
    • 03.08.2017 в 09:25
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ксения! Вот что сказано в письме Минобрнауки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08. «Об организации получения образования в семейной форме»:
      «Согласно статье 33 Федерального закона экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
      Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях».
      Таким образом, вам следует подать в прикрепленную школу заявление о зачислении вашего ребенка экстерном, а для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор либо Минобрнауки РФ.

      Ответить
  • 01.10.2017 в 16:01
    Постоянная ссылка

    Родители отказываются от аттестации по ИЗО и технологии в 4 классе при очно-заочной форме обучения. Что можно посоветовать?

    Ответить
    • 03.10.2017 в 10:04
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Учить эти предметы и успешно пройти промежуточную аттестацию по ним.
      Дело в том, что согласно ст.66 Федерального закона об образовании начальное общее образование является обязательным уровнем образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего не допускаются к обучению на следующем уровне общего образования, т.е не могут быть переведены в 5 класс.

      Ответить
  • 04.10.2017 в 17:33
    Постоянная ссылка

    У меня животрепещущий вопрос! Мы на СО не первый год. Но недавно узнала, что аттестации можно и не сдавать… Так ли это по закону?? В нашем управлении образовании сказали : ДА. Это Ваше право, а не обязанность. Вы обязаны безусловно сдать ТОЛЬКО за 9 класс аттестацию.
    Это правда?

    Ответить
    • 05.10.2017 в 09:11
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Да, это правда. Ни в Федеральном законе об образовании ни в каких других нормативных правовых документах не содержится такой нормы. Но если обучающийся, получающий образование в форме семейного образования захочет получить аттестат, то для того, чтобы он должен быть допущен к итоговой аттестации, ему следует пройти промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана 9 класса и плюс еще по предметам, обучение по которым завершилось ранее, например по музыке, ИЗО. Ст. 59 Федерального закона об образовании:
      «К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам».

      Ответить
  • 04.10.2017 в 17:36
    Постоянная ссылка

    Также пояснили, что если заявляешься на аттестацию в конкретную школу и не сдашь, то будет пересдача или возврат за школьную парту. А если не заявляешься вообще, то от тебя никто не потребует прохождения аттестации. Только в 9 классе…

    Ответить
    • 05.10.2017 в 09:13
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Вам пояснили все правильно. Об этом сказано в Федеральном законе об образовании.

      Ответить
  • 19.10.2017 в 23:18
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. Перешли на семейное обучение, но сейчас переезжаем в другой город. кого и где нужно информировать, что мы на СО. Нужно ли сниматься с учета?
    И еще: школа, к которой мы были прикреплены, требует прикрепление к другой школе в течение трех дней и присылает инспекции, объясняя, что ребенок должен учиться (числиться) в школе и сдавать аттестации каждую четверть. Как я могу защитить своего ребенка?

    Ответить
    • 20.10.2017 в 10:25
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! 1.Вам следует уведомить об этом местный орган управления образованием, который должен прикрепить вас к школе для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. 2.Требования школы не правомерны, т.к. ваш ребенок не является учеником этой школы. Он вносится в списки школы только на время прохождения промежуточной аттестации как экстерн. 3.В нормативных документах нет указания о том когда обучающийся, получающий образование в семейной форме должен проходить промежуточную аттестацию. 4. Вы можете обратиться в местный орган управления образованием, которому подчиняется школа.

      Ответить
  • 16.01.2018 в 15:23
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Очень нужна ваша консультация. Несовершеннолетний ребенок остался без попечения родителей: отец- в местах лишения свободы временно, а мать уклоняется отвы выполнения родит.обязанностей. Суд вынес решения не удовл.исковое заявление о лишении мать род.прав. Могу ли я, вторая законная супруга отца этого ребенка, действуя на основании доверенности отца и пооучив от него письм.заявление о переходе на семейное образование, перевести ребенка на сем.образование?

    Ответить
    • 17.01.2018 в 08:38
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Марина! При условии, если вы являетесь его законным представителем. Для официального ответа советуем обратиться в орган опеки и попечительства.

      Ответить
  • 13.02.2018 в 09:34
    Постоянная ссылка

    Скажите, пожалуйста, перевела детей на со с 12 января 2018 меня вызвали, чтобы составить план сдачи промежуточной аттестации. Девочка в 9 классе. Нам аттестация нужна, я как родитель и учитель могу выбрать форму сдачи предмета?( Тестовая, реферат и т.д) или это они определяют. И после 9 класса промежуточную аттестацию нужно сдавать каждую четверть или в конце года по всем предметам достаточно? И какая оценка выйдет если дочь завалили по 2 предметам в течении 2 четвертей. Спасибо

    Ответить
    • 13.02.2018 в 13:08
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Согласно ст. 58 Федерального закона об образовании промежуточная аттестация регламентируется локальным актом школы. Форма, порядок и график определяются школой самостоятельно. Согласовывать их с родителями желательно, но не обязательно. В 9 классе промежуточную аттестацию проходить обязательно, получить положительные отметки по всем предметам учебного плана, если обучающийся желает получить аттестат. Порядок оценки знаний также определяется школой. Со всеми локальными актами школы вы должны ознакомиться и руководствоваться ими. Если они вас не устраивают, вы можете обратиться в орган управления образованием для выбора другой школы.

      Ответить
  • 20.02.2018 в 10:34
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Мой ребенок 2й год на семейной форме обучения. В этом году решили сдавать промежуточную аттестацию дистанционно. В ГОРОНО нам сообщили, что сдавать мы можем только в нашем городе. На основании этого нам не отдают личное дело. Я уверенна, что это нарушение наших прав. Что можно предпринять? Заранее Вам благодарна.

    Ответить
    • 22.02.2018 в 15:53
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Людмила! При переходе на СО родитель уведомляет об этом орган управления образованием по месту жительства ребенка, который прикрепляет ребенка к школе для прохождения промежуточной аттестации, которая проводится согласно Положению о промежуточной аттестации в данной школе. если оно вас не устраивает, обратитесь в орган управления образованием для прикрепления ребенка к другой школе. Как правило, промежуточная аттестация дистанционно в школах не практикуется.

      Ответить
  • 02.04.2018 в 10:51
    Постоянная ссылка

    Ребенок первую четверть учился в школе, получил четвертные отметки. 2 и 3 четверть был на семейном обучении (семья выезжала за границу). В начале 4 четверти мама переехала в другой город и привела ребенка на очное обучение в нашe школу. Каковы действия администрации: нужно ли как -то проводить аттестацию за 2 и 3 четверть, или можно будет выставить годовые оценки на основе за 1 и 4 четверть???? Спасибо.

    Ответить
    • 03.04.2018 в 15:04
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Родители должны представить вам справку об отметках. Если их нет, вероятно, придется проводить промежуточную аттестацию По-другому никак.

      Ответить
  • 24.04.2018 в 11:57
    Постоянная ссылка

    Добрый день! В какие сроки осуществляется переход на СО?И действительно ли должна быть проверка из опеки отдела образования? При приеме заявления директор говорила,что без комиссии перевод невозможен…

    Ответить
    • 26.04.2018 в 15:50
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Олеся! Федеральным законом об образовании предусмотрен заявительный характер перехода на СО, т.е. вы должны уведомить об этом только местный орган управления образованием. Переход может быть осуществлен в любое время. Ни директор, ни органы опеки и попечительства никакого отношения к этому не имеют. Попросите директора показать вам документ, которым предусмотрен объявленный вам порядок. Если такой документ будет вам предъявлен, вы вправе обжаловать его в прокуратуре.

      Ответить
  • 30.04.2018 в 11:07
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте.Мой ребенок 5 класс учится на СО.Прошли аттестацию 1 и 2 четверти.Потом была операция и 3 четверть не смогли пройти аттестацию.Но мы в середине мая уезжаем жить в другую страну и там ребенок пойдет в сентябре учиться очно в школу,личное дело мне для этого ненужно.Куда я должна пойти и сообщить о том, что мы больше не нуждаемся в российском образовании.И как правильно сообщить об этом школе,так как там к нам относятся негативно?

    Ответить
    • 01.05.2018 в 09:30
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Рина! Вам следует написать заявление директору школы, в которой ребенок проходил аттестацию, указав причину выбытия. Вам должны выдать личное дело и справку о результатах обучения, как документ, определяющий уровень подготовки ребенка. Если будут проблемы, обратитесь в орган управления образованием.

      Ответить
  • 04.05.2018 в 00:20
    Постоянная ссылка

    Ребенок пошел в 1 класс. Были вынуждены перейти на семейную форму воспитания в связи с частыми простудами и обструктивными бронхитами. Во время промежуточной аттестации в качестве контрольной работы по русскому языку писали диктант. Возник вопрос по поводу норм оценок такой работы в 1 классе. Нам выставили ошибки на те орфограммы, которые НЕ ИЗУЧАЛИСЬ, в данный момент дети знают только 2 правила: «Гласные и, у, а после шипящих» и «Прописная буква в начале предложения», с понятиями «Орфограмма» и «Опознавательные признаки орфограмм» НЕ ЗНАКОМИЛИСЬ. В качестве ошибки завуч обозначила «а» в приставке в слове «полил», «и» в слове «каминь», перенос в слове «кры-льца», пропуск «е» в слове «большие». В «НОРМАХ ОЦЕНОК ПО ФГОС» сказано: «За ошибку не считаются:
    • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались…//
    Негрубыми ошибками считаются следующие:
    — недописанное слово;
    — перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена…» По поводу оценки: «В 1-м классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы.» Нам было сказано, что работа не зачтена, мы можем быть переведены условно с академической задолженностью по русскому языку. Это правомерно??? иеще, пожалуйста, назовите ФЕДЕРАЛЬНЫЙ документ, в котором представлены НОРМЫ оценок по русскому языку в начальной школе: в департаменте образования Краснодарского края о нем ничего незвестно.

    Ответить
    • 05.05.2018 в 12:57
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Ст.58 Федерального закона об образовании не содержит ограничений на условный перевод или оставление на повторное обучение, но вопрос об оставлении на второй год решается только родителями. По вопросы оценочной деятельности при обучении в начальной школе советуем обратиться в муниципальную либо региональную методическую службу в подразделение начального обучения.

      Ответить
      • 26.05.2018 в 00:12
        Постоянная ссылка

        Спасибо за ответ. Только ерунда какая-то: теперь школы сами разрабатывают локальные акты, касающиеся оценок…О каком соответствии госстандартам тогда может идти речь, если «В каждой избушке свои погремушки»…Есть один ориентир, на мой взгляд, — это нормы оценок по ФГОС, все. Дали возможность выбирать школам УМК — полная анархия. Бунеевский учебник по русскому языку никакой критики не выдерживает, грубейшие теоретические ошибки, некорректные формулировки, «Гармония» — вообще бред. Это я как человек с высшим филологическим образованием говорю. Сказки про формирование орфографической зоркости с помощью бесконечного транскрибирования меня просто в бешенство приводят…ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП русской орфографии МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ. Ребенок должен знать опознавательные признаки орфограмм и видеть морфемный состав, чтобы не допускать ошибок, знать, какое правило применить. А что даст для правильного письма фонетический разбор слова «ямка»???? Ну я бы поняла, если бы это были примеры с озвончением, оглушением, безударными гласными…У детей не формируют базовых навыков, программа «Понемногу обо всем», а не обучение. И, к сожалению, школа сейчас — это контролирующий и карающий орган, мнение родителей никому не интересно, индивидуальный подход — только на бумаге. И разговаривать там бесполезно.

        Ответить
        • 28.05.2018 в 09:20
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Елена! Будем надеяться, что разделение Минобрнауки будет способствовать усилению внимания к школе, тем более, что министр имеет учительское образование.

          Ответить
      • 26.05.2018 в 00:31
        Постоянная ссылка

        ). В Письме Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме» сказано: » Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.»
        В соответствии с «Положением о промежуточной аттестации» проводится промежуточная аттестация во 2-4, 5-8, 10-х классах общеобразовательных учреждений. В Письме Минобразования РФ от 25.09.2000 N 2021/11-13 сказано: «В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка.» То есть законом аттестации в 1 классе не предусмотрены. А еще кто-нибудь может объяснить мне , для чего в качестве итогового контроля по русскому языку в 1 классе проводится ДИКТАНТ? Цель данной формы контроля — выявление степени сформированности орфографических и пунктуационных навыков. Дети вобще не знакомы с понятием «орфограмма», изучили только правило «Гласные и, у, а после шипящих». Зачем делать дураков из родителей и измываться над детьми? Причем с умными физиономиями сами себе противоречат, заявляя, что дети должны видеть разницу между звуком и буквой, написанием и произношением, Так ребенок, если следовать данной логике, и продемонстрирует то, что он слышит все правильно, а написать верно не может, т. к. орфограммы не изучались.

        Ответить
        • 28.05.2018 в 09:07
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Елена! На ваши вопросы исчерпывающий ответ может дать только специалист начального обучения, например, методист муниципальной службы либо специалист регионального института развития. Советуем обратиться к ним.

          Ответить
      • 26.05.2018 в 00:37
        Постоянная ссылка

        Ответ модератора на сайте «СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: «Когда местные органы управления образованием незаконно требуют проходить ПА, они обосновывают это 58 статьей, в которой указано, что усвоение программы сопровождается промежуточной аттестацией.
        Однако 58 статья не говорит о том, что такая промежуточная аттестация должна быть ежегодной.
        Федеральный закон об образовании нигде не упоминает о том, что с 1 по 8 класс промежуточная аттестация является обязательной. «

        Ответить
        • 27.05.2018 в 19:24
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Елена! Да, это так. Прямого ответа не дано. Однако в п.1 ст.58 закона об образовании сказано, что промежуточная аттестация обучающихся, проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Т.е. школа данный вопрос решает самостоятельно.

          Ответить
  • 04.05.2018 в 00:42
    Постоянная ссылка

    И еще, извините, но я не совсем поняла: можно ли отказаться от прохождения аттестации в 1 классе? Нам очень жестко было объявлено администрацией школы, что мы должны в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ написать диктант, контрольную работу по математике и комплексную работу за 1 класс. Мы явились в школу дважды, на последней контрольной работе рядом с сыном находилась девочка с вирусной инфекцией, температурой 37,1, ее стошнило прямо в классе в начале урока, я водила ее к врачу. Итог: мы заболели на следующий день, снова перешли на «Беродуал» и «Пульмикорт». Зачем нам такая аттестация?

    Ответить
    • 05.05.2018 в 13:06
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Ст.58 Федерального закона об образовании определяет, что освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Советуем ознакомиться со школьным локальным актом о промежуточной аттестации. Если при промежуточной аттестации были допущены нарушения положений этого локального акта, то вы можете обратиться с жалобой к директору или в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Ответить
      • 26.05.2018 в 00:19
        Постоянная ссылка

        Ломов Алексей Иванович, почетный работник общего образования, заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», эксперт информационного портала «Реализация Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”»: «Прохождение промежуточной аттестации учащимся, получающим образование вне образовательной организации, является его правом (ч. 3 ст. 17 Закона), а не обязанностью, поэтому он, в принципе, вообще не обязан проходить промежуточную аттестацию….С учетом сказанного прохождение промежуточной аттестации является обязательным только для учащихся 9-х (10-х и 11-х) классов, претендующих на получение аттестата об основном (среднем) общем образовании, а для учащихся 1–8‑х классов прохождение промежуточной аттестации не является обязательным.» Ответы опубликованы в журнале «Директор школы» №5 за 2014 год.

        Ответить
        • 28.05.2018 в 09:16
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Елена! Конечно, А.И.Ломов прав и блог в своих статьях по вопросам получения образования в семейной форме ссылается на эту статью. Однако, п.1 ст.58 гласит: «освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией». Вероятно, весь подвох в последней фразе: «в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией». А с другой стооны, каждому ли семейнику по плечу сразу пройти промежуточную аттестацию по всей образовательной программе за соответствующий уровень образования?

          Ответить
  • 10.05.2018 в 04:33
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. Если ребенок не сдает аттестации во 2 и 3 классе, в 4 нужно будет сдавать за все классы или только за 4? И что если будет неуд по 2 классу, например, а по 3 и 4 все хорошо? Опять во второй идти в 11 лет?

    Ответить
    • 11.05.2018 в 15:15
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юля! У ребенка должны быть знания, установленные ФГОС и определяемые учебным планом и программой. Если будет академическая задолженность и она не будет ликвидирована в установленные сроки, то ребенок должен быть возвращен в школу, как сказано в законе. а в какой класс — вам следует решить вместе со школой.

      Ответить
  • 10.05.2018 в 05:28
    Постоянная ссылка

    Обучение по иуп осуществляется в ОУ или вне? И с какого класса на семейном сдают нормативы по физре? Или не сдают?

    Ответить
    • 10.05.2018 в 15:40
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юля! Физкультура является обязательным предметом учебного плана во всех классах. Обучающийся по ИУП является учащимся школы. Он составляется учителем, учащийся посещает консультации, ходит на отдельные уроки. Подробности читайте в нашем блоге.

      Ответить
  • 28.05.2018 в 13:51
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Мы живём в городе Казань Республики Татарстан. Двое наших старших детей находятся на Семейном Образовании много лет. Но, так как наша семья является многодетной, то возникают финансовые трудности в процессе выбора педагогов, которые помогают в обучении наших детей. Поэтому мы хотим оформить льготы на получение компенсации за Семейное Обращование, только не знаем с чего начать. Администрация школ отказывают нам в данном вопросе. Как нам поступить? Подскажите пожалуйста. В семье работаю только я одна.

    Ответить
    • 28.05.2018 в 14:05
      Постоянная ссылка

      Добрый день, евгения! Вопросы компенсационных выплат на получение детьми образования в семейной форме относятся к компетенции органа власти субъекта РФ. Зайдите на его сайт или сайт органа управления образованием Республики и поищите этот документ. Советуем по данному вопросу обратиться в орган управления образованием Республики Татарстан.

      Ответить
  • 04.07.2018 в 23:21
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Можем ли мы не отчисляясь из школы уйти на семейное образование во 2 классе, но посещать только английский язык и ,возможно, лыжную подготовку? Пользоваться библиотекой и участвовать в олимпиадах?

    Ответить
    • 05.07.2018 в 08:47
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анна! Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ это разрешает. Разъяснения даны в
      письме Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме». При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
      В соответствии с Федеральным законом ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.Экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
      Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей).
      Обратите внимание, что образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, в том числе регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

      Ответить
  • 30.07.2018 в 11:26
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, нужно ли уведомлять местный орган управления образованием, если перешли на дистанционную форму обучения с зачислением (город школы отличается от города проживания).

    Ответить
    • 31.07.2018 в 15:53
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Этот вопрос относится к компетенции школы и определяется ее локальным актом. Уведомлять орган управления образованием не надо.

      Ответить
  • 27.09.2018 в 20:51
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! я учитель начальных классов. В моем классе есть ребенок с психологическими отклонениями, по результатам комиссии ПМПК отправлена на семейное обучение. Но директор школы против, аргументирует тем, что мама не имея педагогического образования не имеет права обучать своего ребенка! Это действительно так?

    Ответить
    • 28.09.2018 в 16:02
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Лариса! Обратим внимание, что переход на получение образования в семейной форме — это выбор родителей, поэтому ПМПК здесь не причем. ПМПК может рекомендовать только обучение по адаптированной программе либо обучение на дому. выбор при этом также за родителями. Обучение на дому осуществляется учителями школы и за счет школы. Скорее всего директор решил съэкономить. Если есть рекомендация ПМПК и родители согласны на обучение на дому, им следует написать заявление на имя директора школы.

      Ответить
  • 09.10.2018 в 18:15
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Разъясните пожалуйста,в районном отделе образования кто должен принять уведомление о переходе на СО,если оно написано на имя руководителя в произвольной форме? Секретарь руководителя или специалист по данному вопросу? Какие дополнительные документы могут потребовать от меня по закону? Может ли отдел образования разработать свою форму уведомления или заявления? Спасибо!

    Ответить
    • 10.10.2018 в 17:15
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Дилюс! Уведомление можно написать на имя руководителя или просто в орган управления образованием. Уведомление следует передать секретарю. Целесообразно это сделать в двух экземплярах для того, чтобы секретарь на втором экземпляре сделал отметку о приеме уведомления. Форма может быть разработана. В законе это не регламентировано, также и не указано о каких либо приложениях к уведомлению.

      Ответить
  • 13.10.2018 в 16:26
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте!
    Допускается ли к написанию итогового сочинения для допуска к ЕГЭ находящийся на семейном обучении экстерн, имеющий академическую задолженность (не прошедший промежуточную аттестацию по нескольким предметам за 10 класс)?

    Ответить
    • 14.10.2018 в 09:33
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Виктория! Согласно ст. 58 Федерального закона об образовании, обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. И далее:
      обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
      Т.о., получается, что до итогового сочинения вам еще далеко.

      Ответить
      • 14.10.2018 в 22:18
        Постоянная ссылка

        Спасибо за ответ.
        Однако же, если сроки ликвидации академической задолженности будут установлены, например, до 1 февраля 2019 г., тогда получается, что на момент допуска к итоговому сочинению и на момент его написания (5 декабря 2018 г.) у экстерна не будет нарушения сроков ликвидации академической задолженности. И тогда он согласно ст. 58 Федерального закона об образовании имеет право продолжать получать образование, в том числе и в форме написания итогового сочинения.
        Я правильно рассуждаю?

        Ответить
        • 15.10.2018 в 17:00
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Виктория! Обычно так не делают. Если вы дальше продолжите рассуждать, то можете получить и такой вариант: аттестацию не прошел, остался на второй год, тогда зачем писал? Можете получить официальный ответ, обратившись в Рособрнадзор.

          Ответить
  • 15.10.2018 в 18:14
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мы на семейном образовании и отдел по образованию требует от нас составленный учебный план расписанный по дням, по каждому предмету. Имеют ли они на это право? Как поступить правильно?

    Ответить
    • 16.10.2018 в 16:28
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия! Такое право органу управления образованием не предоставлено. За качество образовательной подготовки ребенка на СО ответственность несут родители. За обучение управление образования вам не платит, значит и контролировать нечего. Качество обучения проверяется в ходе промежуточной аттестации. Согласно ч. 10 ст.58 закона об образовании обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

      Ответить
  • 16.10.2018 в 17:01
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Правильно ли я понимаю, что по закону обязательной является только итоговая аттестация за 9 класс? А на все остальные промежуточные аттестации родителям предоставляется ПРАВО на бесплатное прохождение, но это не является обязанностью. Т.е. в соответствии с законом у родителей есть возможность не прикрепляться к образовательному учреждению до 9 класса и не проходить промежуточные аттестации до этого времени?

    Ответить
    • 17.10.2018 в 09:46
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Это немножко не так, да и не в ваших интересах. Когда вы уведомляете орган управления образованием о переходе на СО, ребенка прикрепляют к школе. Согласно ст. 58 закона об образовании промежуточная аттестация обучающихся, проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Обучающиеся в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

      Ответить
  • 21.10.2018 в 12:48
    Постоянная ссылка

    Добрый день!

    Два вопроса:
    1. Может ли ребёнок, обучающийся на семейной форме, получить компенсацию на проездной билет в Москве (все школьники получают их со льготами).
    2. Сказали, что ребёнка после поступления на семейную форму образования нужно поставить на учёт- куда? В ДОГМ обращаться? Куда конкретно? Никто ничего не знает и не говорит.. Спасибо.

    Ответить
    • 21.10.2018 в 15:20
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Оля! 1.Подробности в статье в нашем блоге «О семейном образовании разъясняет Минобрнауки РФ». В дополнение к сказанному: по словам Министра просвещения О.Ю.Васильевой на Всероссийском родительском собрании 31.08.2018 года, при экстернате ребенок может прикрепиться к определенной школе. В этом случае он наряду с остальными учениками имеет все права, включая участие в олимпиадах и других мероприятиях, а также льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
      2. Обращаться следует в орган управления образованием, которому подчиняется школа, где прикреплен ребенок.

      Ответить
  • 25.10.2018 в 14:42
    Постоянная ссылка

    Добрый день! меня интересует такой момент- ребенок закончил два класса начальной школы, пошел в третий и уже с третьего года обучения мы его забрали на СО, но решили осваивать программу второго класса повторно, тк много пробелов. В департаменте образования нас проинформировали, что это наши проблемы что проходим программу второго класса, тк в этом году мы должны аттестоваться по итогам изучения программы третьего класса. Правомерны ли такие требования??

    Ответить
    • 25.10.2018 в 15:44
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Алена! Согласно ст. 58 закона об образовании промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Если ребенок переведен в 3 класс, то и промежуточную аттестацию он будет проходить за 3 и последующие классы.класс. Если вы считаете, что в его знаниях есть пробелы за второй класс, то вы можете поработать с ребенком, но промежуточную аттестацию за 2 класс не проходите.

      Ответить
  • 29.10.2018 в 18:54
    Постоянная ссылка

    Не понимаю, почему разные ответы экспертов. Промежуточная аттестация до 9 класса не является обязательной. И не в праве никто этого требовать. Если ребёнок обучается на СО, то зачем ему ежегодная лишняя нервотрёпка? Более того, ребёнок часто учится по отличной от школьной программы, получает цикловое обучение, например. Просто информируется местный орган самоуправления и всё — до конца программы 9 класса ребёнок свободен. На этот экзамен ребёнок выходит по возрасту на СО раньше, как правило. Получается в итоге качественное обучение экстерном в спокойствии и любви.

    Ответить
    • 31.10.2018 в 09:53
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия! Дело в том, что в нормативных документах федерального уровня об этом ничего не сказано. Однако в ч.1 ст.58 закона об образовании говорится, что освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
      Т.о., в локальном акте школы может быть указан порядок прохождения промежуточной аттестации, в т.ч. обучающимися, осваивающими образовательную программу в форме СО. Кроме того в ст.34 сказано, что обучающиеся имеют право на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами школы.
      Заметим, что в ст.58 также сказано, что обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
      Т.о., сдавая промежуточную аттестацию за весь курс основной школы однажды, вы здорово рискуете — не пройдя аттестацию, ребенок не только не получит доступ к ГИА, но и должен будет возвращен в школу на обучение в тот класс, за который он был аттестован ранее.

      Ответить
  • 04.11.2018 в 06:06
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Нужен совет,как правильно поступить. Родители и ребенок хотят выйти на ГИА за основное общее образование. После 5 класса ребенок вместе с родителями уехал в Тайланд, там они осваивали программу, но результатов не предоставили. На сегодняшний день на руках есть личное дело, в котором есть аттестация за 5 класс и все. Есть желание выйти на государственную аттестацию. Как правильно поступить , в данном случае?

    Ответить
    • 05.11.2018 в 09:58
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Зоя Петрова! 1. ГИА — это государственная итоговая аттестация. 2.Согласно ст. 59 Федерального закона об образовании, к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. 3.К ГИА- 9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, т.е. имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных.
      4.Обучающиеся, освоившие образовательную программу основного общего образования в форме семейного образования, вправе пройти ГИА экстерном. Они допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации по предметам инвариантной части учебного плана.
      5.Т.о., можно перейти на обучение в семейной форме, для чего обратиться с уведомлением об этом в местный орган управления образованием, который должен прикрепить ребенка к школе, ознакомиться на сайте этой школы с положением о промежуточной аттестации, прийти в школу и подать заявление на имя директора о прохождении промежуточной аттестации за оставшиеся классы экстерном, согласовать сроки и пройти промежуточную аттестацию по всем предметам инвариантной части учебного плана школы, пройти устное собеседование по русскому языку в феврале 2019 года, и при положительном варианте получить допуск к ОГЭ-2019. В случае неудачи, согласно ст.58 закона ребенок должен перейти на обучение в школе. Промежуточная аттестация и ОГЭ экстернов проводятся бесплатно.

      Ответить
      • 12.11.2018 в 08:31
        Постоянная ссылка

        Добрый день! А как поступить с аттестацией за 6,7,8 классы,у ребенка ее не было. Нужно организовать аттестацию за каждый класс или за курс основной школы?

        Ответить
        • 12.11.2018 в 16:02
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Зоя Петрова! Смотрите в школьном локальном акте типа «Положение о промежуточной аттестации». Если подобный случай в нем не прописан, согласуйте с администрацией школы.

          Ответить
  • 23.11.2018 в 15:28
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. Можно ли перейти на СО во второй четверти 10 класса?
    Что делать, если директор не хочет переводить на эту форму обучения, говоря, что « у них такого нет». Куда обращаться?
    Можно ли прикрепиться к любой школе в городе? Потому что по месту жительства директор не собирается переводить на со. Что страшнее, так это, если начнем разбираться, то он может ещё и отчислить. В 10 классе ведь никого не держат.

    Ответить
    • 23.11.2018 в 15:58
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анастасия! Согласно ФЗ об образовании, для перехода на СО родителям достаточно уведомить об этом местный орган управления образованием, который прикрепит ученика к какой-либо школе для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Это можно сделать в любое время. Директор школы здесь не при чём.

      Ответить
  • 26.11.2018 в 09:45
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Если ребёнок перешёл на СО и желает быть прикреплённым к образовательному учреждению в другом регионе, какие документы имеет право требовать директор с родителей при выдаче им личного дела (конкретно, справка о прикреплении)? Если требуется справка-подтверждение, то в течение какого времени она должна предоставлена в ОУ? Кто должен контролировать обучение ребёнка, если он проживает в одном регионе, а обучается дистанционно в другом (ребёнок проживает у не законных представителей — бабушки и дедушки)?

    Ответить
    • 26.11.2018 в 11:09
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор. В нормативных документах подобный случай не
      рассматривается.

      Ответить
  • 29.11.2018 в 20:23
    Постоянная ссылка

    Ребенок учится в коррекционной школе (по ранней классификации 8 вида) в 4 классе. Можно ли нам перейти на семейное образование, но программа должна соответствовать этой школе т.к общую программу он не сдаст (не речевой). Кто должен (имеет право) проводить промежуточную и итоговую аттестации (в уставе нашей школе не обговорено об этой возможности,а других подобных школ нет)

    Ответить
    • 01.12.2018 в 15:39
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Илья! Советуем обратиться в местный орган управления образованием.

      Ответить
  • 11.12.2018 в 15:59
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте!
    Ребенок был допущен а прошлом году к ГИА -9. Сдал 3 экзамена, а математику завалил. В этом году родители написали заявление о переводе на СО с возможностью участвовать в ГИА. Сколько экзаменов должен сдать ребенок? Снова 4 или только математику? Нужно ли включать ребенка в контингент ОО? Должен ли он участвовать в итоговом собеседовании (если проект утвердят)?

    Ответить
    • 13.12.2018 в 09:20
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анжелика! В вашем случае следует руководствоваться разъяснениями Рособрнадзора в письме от 14.02.2018 № 10-92 «О повторном прохождении ГИА-9», в котором сказано следующее:
      Обучающиеся, не прошедшие ГИА-9 в сентябрьские сроки, получают справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение.
      Обучающиеся, оставленные на повторное обучение, проходят обучение в образовательной организации или вне образовательной организации в формах, установленных статьей 17 Федерального закона, в том числе по индивидуальному учебному плану.
      По завершении в 2017/18 учебном году повторного обучения обучающиеся проходят ГИА-9 по соответствующим учебным предметам (т.е. по тем учебным предметам, при сдаче которых обучающимися получены неудовлетворительные результаты) согласно пункту 61 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При этом у обучающихся, не имеющих академической задолженности и в полном объеме выполнивших учебный план или индивидуальный учебный план (имеющих годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных) и допущенных к ГИА-9 в прошлом учебном году, отсутствует необходимость повторного прохождения указанной процедуры допуска к ГИА-9 в текущем учебном году.

      Примечание. В соответствии со ст.17 закона об образовании образование может быть получено:
      1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
      2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
      Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
      Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

      Ответить
  • 12.12.2018 в 12:35
    Постоянная ссылка

    Доброго здоровья, к нам в мин образование пришло письмо с уведомлением о переходе ребенка на СО. Однако этот ребенок имеет регистрацию в другом городе, по факту живет по нашему ведомству, а обучение на СО проходит в частной школе дистанционно в абсолютно другом регионе. Вопрос можем ли мы отказать родителям в приеме уведомления, если да, то на основании чего? Если нет, каким образом мы можем осуществлять контроль за образовательной деятельностью этого ребенка и на основании каких документов. К сожалению никаких внутренних писем или распорядительных документов на этот счет не имеем. Кроме того ребенку 8 лет, а он зачислен в 1 класс, и родители мотивируют это тем, что собираются экстерном пройти начальную школу. А для нас ребенок на 1 сентября не охвачен образованием.

    Ответить
    • 14.12.2018 в 09:32
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина! По вопросам получения образования в семейной форме следует руководствоваться:
      ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ;
      приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015; 
      письмом Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
      приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400;
      ФГОС;
      законодательными актами субъекта РФ.
      1.Советуем исходить из того, что согласно ч. 5 ст. 63 Закона N 273-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями общего образования в форме семейного образования для своих детей родители информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
      Для организации прохождения детьми, обучающимися в семейной форме, аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления должны получить сведения об образовательных организациях, в которых предусмотрена такая возможность. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.
      Минобрнауки России рекомендует: по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка. Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей о прохождении промежуточной или государственной итоговой аттестации в образовательной организации и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения аттестации.
      Т.о., уведомление направляется в орган управления образованием, на территории которого проживает ребенок, независимо от места регистрации ребенка (см. разъяснения Минобрнауки по поводу обучения детей без регистрации). Если уведомление поступило вам, то и учреждение для прохождения промежуточной и итоговой аттестации должен определить ваш орган управления образованием. Кроме того следует учесть, что на прохождение ребенком аттестации предусматривается финансовое обеспечение образовательной организации.
      2.Следует также обратить внимание, что согласно ст.34 закона, обучающийся имеет право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
      3. Согласно разъяснениям Минобра, промежуточную аттестацию обучающийся может проходить и дистанционно, но это следует отразить в локальном акте школы.
      4.Для того, чтобы все было в правовых рамках, следует иметь соответствующие локальные акты как на уровне школы, так и на уровне органа управления образованием.
      Примечание. Предоставленный вам материал имеет информационный характер. Для получения официального ответа советуем обратиться Рособрнадзор либо региональный орган управления образованием.

      Ответить

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.