ФГОС для дошкольников

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому оно должно быть стандартизировано.

Мы уже рассказывали о разработке стандартов дошкольного образования (см. статью  Дошколят стандартизируют в рубрике «Полезные новости»). В настоящее время этот стандарт утвержден приказом  Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г. Регистрационный N 30384. Приказ вступает в силу  01.01.2014 г.

В связи с этим прежние акты о федеральных гостребованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям реализации такой программы (приказы Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 и от  20   июля   2011 г.   N 2151) с этого времени утрачивают силу.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).
Он является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования.

Кроме того  ФГОС ДО используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации указанным требованиям, формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.

ФГОС ДО не предусматривает ни промежуточной,  ни итоговой аттестации дошкольников. Дошкольные образовательные организации не проходят и государственную аккредитацию.

Положения ФГОС ДО распространяются на организации,  осуществляющие    образовательную деятельность,   индивидуальных предпринимателей,  реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Предполагаемые управленческие действия администрации дошкольной организации:

  1. Внимательно изучить документ.
  2. Ознакомить с ФГОС ДО всех педагогических работников.
  3. Довести основные положения ФГОС ДО до сведения родителей (законных представителей) воспитанников, спланировав для этого цикл соответствующих бесед.
  4. Разработать и осуществить план реализации документа, предварительно обсудив его с педработниками, органом государственно-общественного управления и родителями (законными представителями) воспитанников. Действия должны быть согласованы с мероприятиями местного управления образования.
  5. Привести локальные нормативные акты учреждения в соответствие с документом.
  6. Реализовать намеченные мероприятия, перестроив образовательную деятельность  дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС и создав необходимые условия, как материально-технические, так и кадровые.

Полностью документ можно найти, например, на сайте «Гарант».

13 комментариев к “ФГОС для дошкольников”

  1. Здравствуйте!Я молодой специалист отдела образования, подскажите пожалуйста, какие нормативно-правовые документы необходимо издать или поменять на уровне отдела?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина!
      Цель управленческой структуры – оказывать всяческое содействие подведомственным организациям в решении поставленных перед ними задач. Поэтому на уровне отдела следует осуществить ряд управленческих действий, которые помогут ДОУ успешно перейти на ФГОС. Например, разработать такой документ как План мероприятий (или как это сейчас модно – дорожная карта) по реализации ФГОС с указанием сроков и исполнителей. Мероприятия должны быть необходимыми и конкретными, чтобы их можно было проверить и спросить с ответственных. В них хорошо бы предусмотреть организационные (типа совещаний), методические мероприятия (рекомендации, семинары, круглые столы, рабочие площадки, конференции, аттестация и т.д.), а также создание условий (приобретение оборудования, ремонт, переподготовка кадров и т.д..) для реализации ФГОС и др.
      Чтобы мероприятия стали нормативным документом, их следует утвердить приказом начальника управления образованием или провести через орган местного самоуправления.
      Отдел может выйти только с предложениями. Решение принимает начальник.

      PS. На сайте “Блог инспектора народного образования” в рубрике» «Страничка директора» Вы можете найти полезную информацию о том, как исполнять нормативные документы. Вероятно это может пригодиться в Вашей работе с руководителями ДОУ. Как можно больше бывайте на местах. Это поможет знать проблемы изнутри. Избегайте бумаготворчества. Удачи Вам!

      Ответить
  2. Я работаю в ДОУ 25 лет в должности педагог дополнительного образования (в штатном расписании), имею большой опыт работы. как с детьми, так и с педагогами.Неужели, с 1 января 2014 года. на основании нового закона (ФГОС ДО) сократят в ДОУ педагогов ДО, а как же тогда будем решать одно из 5 направлений нового закона “Художественно – эстетическое развитие”, тем более, сад в котором я работаю – с художественно – эстетическим уклоном?

    Ответить
    • Уважаемая Наталья!
      Штатное расписание образовательная организация разрабатывает самостоятельно и оно должно обеспечить реализацию в полном объеме ФГОС дошкольного образования, на основе которого и разрабатывается образовательная программа ДОУ.
      Если бы вашу должность, как Вы считаете должны сократить, то Вас должны были бы уже предупредить об этом.
      Советуем также познакомиться с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. N 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.11. 2013 г. Регистрационный N 30468. Можно найти на сайте «Гарант».

      Ответить
  3. У нас аналогичная ситуация с Натальей на основании нового закона (ФГОС ДО) сократят всех педагогов дополнительного образования, и это не только в нашем детском саду. Наше село маленькое, работы нет.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Распределение учебной нагрузки относится к компетенции руководителя образовательной организации. Для получения официального ответа по вопросам трудовых правоотношений советуем обращаться за консультациями в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ.

      Ответить
  4. если в д.саду не создано соответствующее материально-техническое, методическое обеспечение, могут ли с воспитателя требовать высокий результат работы?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Вопрос риторический. Вы и сами знаете ответ. Используйте все имеющиеся рычаги: педсовет, методсовет, профсоюзную организацию,родительский комитет, управляющий совет и др.

      Ответить
  5. Здравствуйте! Скажите, имеется ли ФПУ(федеральный перечень учебников) по английскому языку для дошкольного учреждения? Если да, то где его можно посмотреть?

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155, предметное обучение, в т.ч. и обучение иностранному языку, не предусмотрено. Следовательно, и ФПУ не может существовать.
      P.S. В российских школах иностранный язык изучают только со 2 класса. Раньше иняз изучался с 5 класса.

      Ответить
  6. Спасибо за ответ) А в дополнительном образовании для дошкольников может быть такой список?

    Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ