Оценка качества работы образовательных организаций

Минобрнауки РФ разработаны и утверждены  «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» (далее – Методические рекомендации) с  целью  содействия развитию системы независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.

В Методических рекомендациях:

  • дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных «потребителей» результатов работы соответствующей системы;
  • описаны формы независимой оценки качества;
  • указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием;
  • представлены  разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.

Что такое независимая оценка качества образования

В документе определено, что независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:

«- потребностям физических лиц – потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;

потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;

учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ».

Инициаторы  и Заказчики

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе:

  • органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней;
  • органов местного самоуправления;
  • учредителя,
  • руководства образовательных организаций,
  • общественного совета при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти;
  • региональной общественной палаты;
  • юридических или физических лиц,
  • родителей,
  • общественных объединений;
  • граждан  при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющим такие процедуры.

В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:

  • органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
  • общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты;
  • учредитель образовательной организации;
  • руководитель образовательной организации;
  • педагогический работник образовательной организации;
  • родители обучающихся;
  • обучающиеся старших классов. 

Что оценивается

Объектом независимой оценки качества образования могут быть:

  • образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
  • условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
  • результаты освоения обучающимися образовательных программ;
  • деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования.

 Измерительные материалы

Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.) на основе:

  • требований соответствующих ФГОС,
  • измерительных материалов международных сопоставительных исследований результатов образования,
  • требований заказчика.

Инструментарий

При проведении  оценочных процедур используются:

  • рейтинги;
  • публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций;
  • статданные официального статистического учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
  • другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.

А судьи кто?

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством РФ  порядке могут быть привлечены:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
  • региональные центры оценки качества образования;
  • отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования;
  • общественные и общественно-профессиональные организации, негосударственные, автономные некоммерческие организации, имеющие опыт в данной деятельности и использующие валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.

Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи.

Должна быть обеспечена открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций. Список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц – экспертов регионального уровня размещается на сайте регионального органа управления образованием.

Образовательная организация  вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.

Об итогах

Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по завершению работы  анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем, разрабатывают методологию и проводят рейтингование  образовательных организаций, другие оценочные процедуры, готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их заказчику.

Об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах должны быть обеспечены  открытость и доступ к всесторонней информации.

Действенность результатов

Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.

Результаты  независимой оценки качества образования должны  способствовать:

  • повышению качества предоставляемых образовательных услуг;
  • развитию конкурентной среды;
  • выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса;
  • сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.

На основе результатов независимой оценки качества образования могут быть подготовлены:

-управленческие решения на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения, (например, о выделении дополнительного финансирования из фонда поддержки качества образования, оказания кадровой и методической поддержки образовательного учреждения и т.д.);

– рекомендации:

  • для заказчика;
  • органов самоуправления разных уровней;
  • общественных организаций;
  • органов управления образованием;
  • образовательных учреждений;
  • для  родителей  обучающегося;
  • для обучающегося;
  • для педагогического работника.

Участникам образовательных отношений

Руководителю образовательной организации следует ознакомиться с настоящим документом и ознакомить с ним участников образовательных отношений, обратив внимание на следующее:

–  администрации.

– Знание настоящего документа позволит более тщательно подготовиться к предстоящей процедуре независимой оценки качества работы учреждения (информирован – значит вооружен).

– При необходимости получить внешнюю оценку  качества работы учреждения  можно заказать оценочную экспертизу и использовать ее результаты  для анализа работы учреждения, для разработки перспектив развития, отбора результативных приемов и методов, организации  рекламной кампании, выявления перспективных направлений работы.

– Результаты оценки позволят:

  • определить узкие места деятельности педколлектива и получить соответствующие рекомендации;
  • организовать работу по  повышения конкуретоспособности учреждения;
  • иметь независимую оценку деятельности педагога, группы педагогов  для организации работы с педкадрами;
  • воспользоваться результатами оценки в случае конфликтных ситуаций.

–  педработников.

У педагогических работников появилась возможность обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.

–  родителей.

Теперь родители (законные представители) обучающихся могут обратиться непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области  для определения уровня результатов освоения  обучающимся образовательных программ и получить по результатам не только оценку, но и соответствующие рекомендации.

–  обучающихся старших классов

Согласно документу обучающиеся старших классов  имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование, и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.

С текстом документа можно ознакомиться на сайте «Гарант»

22 комментария к “Оценка качества работы образовательных организаций”

  1. добрый день, просматриваю каждую неделю Вашу страничку, очень много полезной информации беру для своей работы и для коллег. хотелось бы поблагодарить за наш “ликбез” и уточнить откуда Вы информацию берете?

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна!

      Почти во всех материалах указывается источник информации. По нормативным документам – это сайты министерств и ведомств, сайт «Гарант» и др., а также сайты Пензенского региона.

      Ответить
  2. Здравствуйте. Спасибо за интересный анализ Методических рекомендаций. Но хотелось бы уточнить, почему Вы решили, что “Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах”. В оригинале документа я не обнаружила указания на обязательность условия согласования участия самой организации в данных процедурах.

    Ответить
    • Добрый день, Галина!
      Во-первых, в задачу блога не входят анализ и комментирование документов, а лишь информирование о них и предложения о технологии их реализации.
      Во-вторых, читайте последний абзац раздела «2.2.2. Публичные доклады и другие открытые данные».

      Ответить
  3. Я не совсем поняла разницу между “Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе…” и “В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать…”. Т.е. чем инициаторы отличаются от заказчиков? Поясните, пожалуйста.

    Ответить
    • Уважаемая Анна!
      Обратимся к словарям: «Инициатива – побуждение к какому-либо действию» – вики словарь; «Заказчик – тот, кто делает заказ» – толковый словарь Ожегова.
      По вашему вопросу. Инициативу может проявить, например, региональный орган управления образованием, поручив работу муниципальному органу управления образованием, который и выступит заказчиком. Но может быть и так, что инициатор и заказчик – это одно лицо.

      Ответить
  4. Здравствуйте! Планирую заняться независимой оценкой качества дошкольного образования в статусе индивидуального предпринимателя. Нет ли у Вас информации о подобном опыте?

    Ответить
    • Лариса мне тоже интересна ваша идея только оценка профтеха. А может замахнуться на независимую организацию которая проверяет и ездит по стране. Как вы продвинулись в разрешении вашего вопроса?

      Ответить
  5. Возникает вопрос касательно новых статей закона об образовании в РФ 95.1. и 95.2. При сравнении положений указанных статей закона и комментируемых методических рекомендаций наблюдается некоторые расхождения их норм. К примеру вопрос относительно того, кто должен проводить оценку, общественный совет или все же оператор, нанимаемый одним из субъектов образовательных правоотношений.
    Так же волнует вопрос по критериям оценки, о которых в с ст. 95.2. названного закона сказано, что они устанавливаются минобром РФ с предвариельным обсуждением на общественном совете.

    Ответить
    • Уважаемый Адам! Еduinspector не комментирует документы. Сообщаем имеющуюся информацию:
      принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;
      Минобрнауки РФ разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций»;
      постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662 утверждены Правила осуществления мониторинга системы образования;
      Минобрнауки РФ принят приказ от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
      Минобрнауки РФ направило на места письмо за № АК-1073/02 от 20.06.2013 г. «О разработке показателей эффективности»;
      в октябре 2014 г. Минобрнауки России подготовило и вынесло на обсуждение Общественного совета при министерстве набор показателей, характеризующих качество деятельности образовательных организаций всех уровней. Предлагается использовать три группы индикаторов детских садов, школ и вузов: открытость и доступность информации (наличие сайтов и актуальность представленной информации), показатели оценки качества образовательных услуг потребителями, показатели соответствия предоставляемых образовательных услуг потребностям получателей (компетентность работников организации);
      в территориях используются критерии оценки эффективности деятельности образовательных организаций, разработанные самостоятельно.

      Ответить
  6. Как вы уже достали!!!!!
    Дайте поработать нормально!!!!
    В советское время одну бумажку в месяц относили в гороно, и нормально учили. И выпускники сдавали 11 экзаменов за лето без всяких стрессов, поступая в ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ ВУЗ! Потому и относились родители к этому ответственно!
    А сегодня… ВПР, РПР, МПР, НИКО, и т.д…
    На электронку школьную по три письма в день приходит с требованием каких-то отчетов!
    Иван Владимирович Щербак, учитель математики.

    Ответить
    • Добрый день, Иван Владимирович! Если в вашем трудовом договоре, должностных обязанностях, которые вы подписали, таких обязанностей не предусмотрено – не исполняйте, и все дела!

      Ответить
    • Вам повезло Иван Владимирович, вам только три письма приходит – нам – сотни писем ежедневно, из всех инстанций и всем от нас что то надо.А должностные – это что “дышло”((

      Ответить
  7. Должна ли образовательная организация ОБЯЗАТЕЛЬНО проходить сертификацию или др процедуры для того, чтобы организовать отдел по Оценки качества образовательной деятельности. Или достаточно своих нормативных локальных актов оу?

    Ответить
    • Добрый день, Артем! Это не относится к компетенции образовательной организации.

      Ответить
  8. Сельская школа, 3 класс.
    Родителям стал известен факт, что классного руководителя с начала следующего учебного года переводят учить первоклассников. Наши дети в 4-м классе остаются без учителя, ведение уроков будет распределяться между учителями-предметниками. Вполне вероятно, что учителя будут непостоянные, в зависимости от расписания уроков, т. е. проще говоря, учить будет тот, у кого будет «окно». Начальная школа располагается на первом этаже, наши дети отправятся на второй этаж, т. е. у них не только не будет постоянного классного руководителя, но и своего класса.
    Помимо того, что в школе не хватает учителей, не хватает классов (помещений). Стало известно, что родители другого 3-го класса пообещали отремонтировать/переоборудовать помещение под еще один кабинет для начальных классов, в замен на то, что бы у них не забирали учителя.
    Естественно мы, родители, так же против ситуации, грозящей нашим детям остаться без своего учителя и своего класса.
    Прошу помочь советом, на какие нормативы можно сослаться при обращении к директору школы с возражением? И какие действия предпринять, если решить проблему через директора не удастся?
    Светлана.

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Комплектование школы кадрами – это обязанность ее директора. Повлиять на его действия может орган государственно-общественного управления, например, общешкольный родительский комитет, совет школы. Основныим документом является закон об образовании и СанПин 2.4.2.2821-10. Если решить проблему не удастся, вы можете обратитьсяя в орган управления образованием, Роспотребнадзор и в крайнем случае – в прокуратуру. А ремонтировать классы родители не обязаны.

      Ответить
  9. То есть отдел качества образовательной деятельности образовательной организации работает согласно локальным нормативным актам и не зависит от вышестоящих организаций?

    Ответить
  10. Добрый день, подскажите, в ст.95 п.2 раздел 4. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов. Последний критерий-доступность услуг для инвалидов….может ли этот критерий применяться к школе-интернату с профильным *дополнительным музыкальным образованием… спасибо

    Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ