Управление – это определенный набор взаимосвязанных между собой звеньев, образующих целостную систему, и удаление или  сбой одного или нескольких из них не позволит достичь желаемого результата. К примеру, возьмем такой механизм как  рулевое управление в автомобиле: если выходит из строя какая-то деталь (шестеренка, винтик, гаечка) или нарушаются регулировки – то может случиться всё, что угодно. Так и в образовании. Правда, в последнее время делаются определенные шаги. При этом, как в механике, нельзя сильно затягивать гайки, да и регулировки должны быть соответствующие.

1.09.2013 г. вступило в силу постановление  Правительства РФ от 05.08.2013 г.  №662, которым утверждены Правила   осуществления мониторинга системы образования (далее — Правила).

Предполагается, что мониторинг системы образования (далее-мониторинг) должен показать в каком состоянии находится система образования. Мониторинг включает сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о системе образования. На основе этих сведений проводится непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования.
В целях мониторинга используются данные федерального статнаблюдения, обследований (в т. ч. социологических) образовательных организаций, сведения, размещенные в сети Интернет и СМИ, учитывается информация, поступившая от организаций и граждан.
Мониторинг проводится не реже 1 раза в год. Его процедура, сроки и показатели устанавливаются уполномоченными органами.
Отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки России.

Работа с документом. Как говорят, информирован – значит,  вооружен, т.е. вы знаете, на что следует обратить внимание при подготовке к проверке.  Поэтому следует внимательно изучить содержание мониторинга и, если вас включили в этот процесс,  следует с  своими заместителями, руководителями структурных подразделений обсудить узкие места, устранить допущенные просчеты, привести в порядок всю документацию, нормативные акты, обратив особое внимание на приведение их в соответствие с новым законом об образовании и, конечно, на работу, способствующую повышению качества образования, а также на достоверность сведений, размещенных на школьном сайте.

Правилами закреплен перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.

Общее образование

1. Сведения о развитии дошкольного образования:

а)  уровень  доступности  дошкольного  образования  и    численность населения, получающего дошкольное образование;

б)   содержание   образовательной   деятельности   и     организация образовательного  процесса  по  образовательным  программам   дошкольного образования;

в) кадровое обеспечение дошкольных  образовательных  организаций  и оценка уровня заработной платы педагогических работников;

г) материально-техническое и информационное обеспечение   дошкольных образовательных организаций;

д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

е) состояние здоровья лиц, обучающихся  по  программам   дошкольного

образования;

ж) изменение сети дошкольных  образовательных  организаций  (в   том числе   ликвидация   и   реорганизация   организаций,      осуществляющих образовательную деятельность);

з) финансово-экономическая деятельность дошкольных   образовательных организаций;

и) создание безопасных  условий  при  организации   образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

2. Сведения о развитии  начального  общего  образования,   основного общего образования и среднего общего образования:

а) уровень доступности  начального  общего  образования,   основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование;

б)   содержание   образовательной   деятельности   и     организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;

в)  кадровое  обеспечение  общеобразовательных  организаций,    иных организаций,  осуществляющих  образовательную  деятельность   в   части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка   уровня заработной платы педагогических работников;

г)   материально-техническое   и    информационное       обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную   деятельность    в    части          реализации основных общеобразовательных программ;

д) условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования  лицами  с  ограниченными  возможностями    здоровья и инвалидами;

е)  результаты  аттестации  лиц,  обучающихся  по    образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;

ж)   состояние   здоровья   лиц,    обучающихся       по    основным общеобразовательным  программам,  здоровьесберегающие  условия,   условия организации  физкультурно-оздоровительной   и   спортивной       работы в общеобразовательных  организациях,  а  также   в   иных     организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации   основных общеобразовательных программ;

з)  изменение  сети  организаций,  осуществляющих    образовательную деятельность по основным общеобразовательным  программам  (в  том   числе ликвидация и реорганизация организаций,  осуществляющих   образовательную деятельность);

и)   финансово-экономическая   деятельность      общеобразовательных организаций, а также иных  организаций,  осуществляющих   образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;

к) создание безопасных  условий  при  организации   образовательного процесса в общеобразовательных организациях.

Дополнительная информация о системе образования

  • Сведения об интеграции образования и науки, а также образования и сферы труда:

а) интеграция образования и науки;

б) участие организаций различных отраслей экономики в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности.

  • Сведения  об  интеграции  российского  образования  с    мировым образовательным пространством.
  • Развитие системы оценки качества образования  и   информационной прозрачности системы образования:

а) оценка деятельности системы образования гражданами;

б) результаты участия обучающихся лиц в российских и   международных тестированиях знаний, конкурсах и олимпиадах, а также в иных аналогичных мероприятиях;

в) развитие механизмов государственно-частного управления в системе образования;

г) развитие региональных систем оценки качества образования.

  • Сведения  о  создании  условий  социализации  и   самореализации молодежи (в том числе лиц, обучающихся по уровням и видам образования):

а) социально-демографические характеристики и социальная интеграция;

б) ценностные ориентации  молодежи  и  ее  участие  в   общественных достижениях;

в) образование и занятость молодежи;

г) деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию условий социализации и самореализации молодежи.

PS.Если сравнить с тем, что мониторилось в прежние времена, то мы не найдем здесь практически ничего нового. Проверки проводились по схеме: сеть,  база, кадры, финансовая деятельность, в т.ч. шефская (спонсорская) помощь, всеобуч,  организация УВП  и его результаты (аттестация), состояние здоровья обучающихся, СанПин, безопасность, управление ОУ, трудоустройство.

И ещё. Мониторинг должен быть действенным: его результаты используются для анализа достижений и упущений в работе образовательного учреждения,  на его основе разработаны и осуществлены  меры по устранению ошибок, оказана необходимая практическая  помощь, а лучший опыт рекомендован к распространению.

Текст Постановления можно посмотреть на сайте «Гарант»

Мониторинг в образовании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.