Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон   «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый  квалификационный  справочник  должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой  договор работника с работодателем.

Здесь для вас  квалификационная характеристика тьютора , направления его деятельности, документация тьютора, информационные материалы.

Нормативно-правовые акты являются основанием  для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.

При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор:

  • имеет должностные обязанности:

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации  образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;

методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен иметь (требования к квалификации):

высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.

Представленный на интернет-сайтах опыт работы ОУ, где практикуется должность тьютора, позволяет сделать следующие выводы:

тьютор:

  • работает в соответствии с планом (на учебный год, четверть, месяц, неделю), утверждаемым администрацией школы. Содержание плана определяется  выбранной моделью тьюторского сопровождения, особенностями направлений, определенных  обучающимися. На основании этого плана тьютор организует индивидуальную и групповую работу;
  • ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости обучающихся  в отдельном журнале;
  • еженедельно отслеживает продвижение учеников в обучении;
  • один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика (уровень владения учебным материалом, степень готовности к самостоятельной работе, активность на уроках и внеурочной деятельности, развитие исследовательских и проектных навыков);
  • подводит предварительные итоги успеваемости по окончании четверти, полугодия  и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей;
  • представляет отчёт по итогам полугодия, года промежуточной и итоговой аттестации в закрепленных группах, классах;
  • отчитывается о проделанной работе и ее результатах перед  директором школы, заместителем директора по УВР,  на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете;
  • разрабатывает организационно-методические материалы:

— комплекс вариантов  индивидуальных образовательных программ и маршрутов,

— комплекс материалов для диагностики интересов и проектирования образа будущего,

— макет портфолио достижений обучающегося,

—  макет индивидуального плана  обучающегося;

  •  как сопровождающий индивидуальную образовательную программу обучающегося не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат;
  •  ответственность тьютора перед обучающимися и их родителями (законными представителями)  состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата.

Специалисты считают, что  результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:

  • рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;
  • рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;
  • рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать,  умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
  • развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;
  • расширение горизонтов образовательного, профессионального, соци­ального самоопределения обучающегося.

Примерная документация тьютора:

  • программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;
  • план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;
  • индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
  • план-график работы с тьюторской группой;
  • журнал учета  посещаемости детей;
  • анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;
  • портфолио обучающихся;
  • материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.

Можно почитать

  1. Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87.
  2. Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности: [наблюдение и слушание] / И. Б. Ворожцова // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 27–32.
  3. Гаврилова С. В. Тьюторское сопровождение профильного обучения в современной школе / С. В. Гаврилова, Ю. Э. Дьяченко. – URL: http://science.ncstu.ru/conf/past/2010/sc-potential/theses/ped/049.pdf/file_download (20.09.2012).
  4. Гущина Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося: [тьюторское сопровождение] / Т. Н. Гущина // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 50–58.
  5. Золоторева А. В. Дополнительное образование: «двери» и «форточки» ФГОС. Тьютор – школе / А. В. Золоторева // Директор школы. – 2011. – № 8. – С. 82–87.
  6. Ковалева Т. М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение / Т. М. Ковалева // Инновации в образовании. – 2007. – № 11. – С. 14–26.
  7. Ковалева Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.
  8. Фамелис С. А. Тьюторское сопровождение исследований учащихся / С. А. Фамелис // Биология в школе . – 2007. – № 2. – С. 57–62.
  9. Челнокова Е. А. Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения / Е. А. Челнокова // Наука и школа. – 2011. – № 6. – С. 57–60.

Некоторые сайты по проблеме

http://thetutor.ru/ — Тьюторская Ассоциация

http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897 – Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора»

http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html — Тьюторство в образовательном процессе

ru.wikipedia.org/wiki/ Тьютор — Тьютор – Википедия

www.fondedu.ru — Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург)

При подготовке использованы материалы образовательных учреждений, отдельных авторов, размещенные на интернет-сайтах

Тьютор в школе: нормативная база

Тьютор в школе: нормативная база: 2 комментария

    • 04.02.2016 в 13:52
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! Для получения официального ответа советуем обратиться на сайт Минобрнауки либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы». Для информации: объем нагрузки тьютора определяются руководителем образовательной организации в соответствии с его должностными обязанностями.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.