Комплектование ОУ педагогическими кадрами: особенности приёма на работу

Комплектование ОУ педкадрами в основном происходит в летний период. Причем прием на  работу зачастую приходится осуществлять исполняющему обязанности руководителя ОУ.

Для обеспечения установленных законодательством РФ норм и правил при занятии педагогических должностей в ОУ необходимо учитывать следующие обстоятельства.

1. По общему правилу перед принятием на работу проводится собеседование, цель которого – определить, подходит ли соискатель по своим профессиональным и деловым качествам данному ОУ. Если соискателю приходится отказывать в приеме, то в соответствии со ст. 64 ТК РФ он может потребовать сообщить причину отказа в письменной форме и работодатель обязан это сделать. Однако юридически грамотное оформление отказа требует определенных знаний и практик.

2.При приеме на работу (при заключении трудового договора)  работник должен представить  документы, предусмотренные частью первой ст. 65 ТК РФ:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • справка судебного характера (в порядке и по форме, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел) – при поступлении на работу, к которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

3.Педагогический работник должен иметь определенный образовательный ценз, который  установлен квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н. Раздел ЕКС “Квалификационные характеристики должностей работников образования”. Они предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию.

Для сведения. Так, учитель, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки “Образование и педагогика”; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Педагогика и психология” либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Педагогика и психология”.

Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда.

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению “Образование и педагогика”.

Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика”, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте необходимы для занятия должности музыкального руководителя.

В настоящее время в РФ установлены следующие уровни высшего профессионального образования:

  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) “бакалавр”;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) или “специалист”, или “магистр”.

Указанные уровни высшего профессионального образования являются равнозначными.

Уровень образования и квалификация работников ОУ определяются на основании документов об образовании государственного образца: дипломов, аттестатов и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ заключение трудового договора при отсутствии у лица, поступающего на педагогическую работу, документа об образовании является нарушением ТК РФ при заключении трудового договора и может служить основанием для его прекращения по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Если при заключении трудового договора работником были представлены подложные документы об образовании, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

4.Ограничение на занятие педагогической деятельностью.

Согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

а) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Лицам, лишенным приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, при прекращении трудового договора по соответствующему основанию, в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность они лишены права занимать (какой деятельностью лишены права заниматься).

Для сведения.  Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания, а в специально предусмотренных случаях – на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ст.47 УК РФ).

б) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

Для сведения. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК РФ). Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Таким образом, сам факт наличия судимости за определенные виды преступлений у лица, независимо от ее погашения или снятия, является квалифицирующим признаком при установлении наличия основания для запрета педагогической деятельности.

в) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой. Такие справки предоставляют Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ МВД России) и информационные центры МВД, ГУВД и УВД субъектов РФ.

Для сведения. Тяжкие преступления – это умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкие – это умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ).

Судимость погашается (ч. 3 ст. 86 УК РФ) в отношении лиц, осужденных:

  • к лишению свободы за тяжкие преступления  – по истечении шести лет после отбытия наказания;
  • за особо тяжкие преступления – по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения (ч. 5 ст. 86 УК РФ).

г) признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Для сведения. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным.

д) имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Для сведения. Основным нормативным документом, которым следует руководствоваться, является Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”. В нем в качестве общих медицинских психиатрических противопоказаний для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в частности эпилепсия. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.
К числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относятся также острые и хронические заразные заболевания, в т.ч. открытая форма туберкулеза и сифилис в заразном периоде.

Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются также в результате медицинского осмотра. Педагогические работники обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры за счет средств учредителя. Данные о прохождении осмотров вносятся в личные медицинские книжки работников.

При подготовке использованы материалы  ТК РФ, Путеводителя по кадровым вопросам. Прием на работу,    Комментарии по вопросам о допуске и законодательных ограничениях на занятие педагогической деятельностью и иной деятельностью в сфере образования правового отдела ЦС Профсоюза РФ.

2 комментария к “Комплектование ОУ педагогическими кадрами: особенности приёма на работу”

  1. Здравствуйте! Хотелось бы узнать ответ на такой вопрос: можно ли воспитателя ГПД с квалификацией по диплому “Воспитатель в дошкольных учреждениях” перевести учителем 1 класса. Образование воспитателя – средне-специальное, педагогическое. Пройдены курсы повешения квалификации по темам: «Внеурочная и воспитательная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО», 36 ч.; «Инновационные подходы к воспитательной и профилактической деятельности в общеобразовательных организациях», 36 ч.; «Развитие творческих способностей и одаренности у детей с ОВЗ», 24 ч. Если же нет, то какие пути решения данного вопроса существуют. На какие нормативные документы можно сослаться?

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Комплектование кадрами относится к компетенции образовательной организации.- ст.28 федерального закона об образовании.

      Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ