Аттестация руководителей ОУ. Часть 2

Как подготовиться к аттестации

Чтобы успешно пройти аттестацию, к ней надо хорошо подготовиться, – это известная истина. Как это сделать? Прежде всего обратимся к Положению Управления образования города Пензы об аттестации и выясним, что при этом требуется и что оценивается.

Согласно определенному в нем порядку аттестации:

  • целью входящей аттестации кандидата является определение его соответствия требованиям, установленным квалификационными характеристиками;
  • целью периодической аттестации руководителя является определение его соответствия занимаемой должности на основе оценки исполнения им должностных обязанностей, его профессиональной деятельности за аттестационный период, уровня знаний законодательства применительно к профессиональной деятельности руководителя, уровня профессиональных навыков, эффективности работы.

Эти цели достигаются путем:

  • изучения предоставленного в аттестационную комиссию:

–  отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей,

– сведений о выполненных им поручениях и подготовленных проектах документов,

– публичного отчета о проделанной за отчетный период работе, выполненных руководителем поручениях, предписаниях уполномоченных органов (Роспотребнадзор, Рособрнадзор и др.), результатах лицензирования и государственной аккредитации, итогах работы по исполнению программ развития образовательного учреждения и др.,

– дополнительных (по желанию аттестуемого) сведений о своей профессиональной деятельности за отчетный период;

  • оценки профессиональной деятельности по результатам тестирования в области знаний законодательства применительно к профессиональной деятельности аттестуемого, всестороннего анализа и иных методов оценки (индивидуальное устное собеседование) деятельности кандидата (руководителя).

Профессиональная деятельность оценивается на основе определения соответствия кандидата (руководителя) квалификационным требованиям по планируемой на занятие (занимаемой) должности, участия руководителя в решении поставленных перед образовательным учреждением задач, сложности выполняемой работы, её эффективности и результативности.

При этом учитываются:

  • результаты исполнения руководителем трудового договора;
  • профессиональные знания и опыт работы руководителя;
  • организаторские способности руководителя.

Итак, программа подготовки к аттестации определена, можно начать готовиться.

Прежде всего познакомимся поподробнее с муниципальными документами по аттестации:

  • приказ управления образования об аттестации руководителей ОУ;
  • Положение о порядке аттестации руководителей ОУ;
  • Положение о муниципальной аттестационной комиссии;
  • Приказ об утверждении состава аттестационной комиссии;
  • график аттестации руководителей ОУ;
  • методические рекомендации по аттестации руководителей ОУ;
  • вопросы для собеседования;
  • тесты- демоверсия;
  • структура и содержание Публичного отчета  руководителя ОУ. Методические рекомендации;
  • аттестационный лист.

Когда все требования и порядок аттестации изучены:

1.Проводим ревизию документации в ОУ: устав, лицензия, свидетельство о госрегистрации, свидетельство о госаттестации и аккредитации, локальные акты, статистические отчеты, публичные отчеты, школьная документация, планы работы, программа развития, образовательная программа, личные доклады, выступления и  др. за последние 5 лет. При необходимости корректируем, дополняем. Составляем их перечень, в т.ч. документов, подготовленных лично.  Проводим  отбор документов для предоставления на аттестационную комиссию, для приложения к отзыву и формируем папку в 2 экземплярах.

2.Составляем пречень поручений, заданий, проектов, которые были исполнены лично  руководителем за отчетный период, с анализом результатов их выполнения.

3.Составляем  перечень предписаний Роспотребнадзора, Рособрнадзора и др. контролирующих организаций с анализом их исполнения (в соответствии с журналом учета проверок).

4.Составляем перечень своих должностных обязанностей согласно распределению обязанностей среди членов администрации ОУ и квалификационной характеристике руководителя (см.  приказ минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н) и анализируем результаты их исполнения.

5.Готовим публичный отчет о проделанной за отчетный период работе, выполненных поручениях, предписаниях уполномоченных органов (Роспотребнадзор, Рособрнадзор и др.), результатах лицензирования и государственной аккредитации, итогах работы по исполнению программ развития образовательного учреждения и др.

Если Публичный отчет проиллюстрировать небольшой презентацией или небольшим информационным роликом, то это поможет усилить доказательную  базу. Эти материалы могут быть использованы также в случае, если на аттестационной комисии аттестуемому будет предоставлена возможность презентовать себя. Для этого следует подготовить выступление на 5-10 мин. (2-3 стр. печатного текста).

6.В соответствии с Положением аттестуемый имеет право представить на аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за отчетный период.  Такой возможностью надо воспользоваться.  Например, подготовить материалы о личных достижениях (награды, дипломы, рецензии, методические разработки, прохождение курсов, участие в значимых общественных организациях, конкурсах и т.д.), образцы лично подготовленных локальных актов, образовательных программ, результаты  оценки работы ОУ (победы в конкурсах, место в рейтингах и т.д.), небольшой презентационный ролик о работе аттестуемого, о школьных электронных услугах, о сайте ОУ и пр. Формируем соответствующую папку.

7.При подготовке к тестированию можно руководствоваться следующим. Тестирование может проводиться в компьютерном или бумажном формате. Тестируемому предъявляются вопросы (40-130) с выбором ответа из 3-4 вариантов. Могут быть также вопросы, на которые надо дать самостоятельно краткий ответ. При подготовке вопросов обычно пользуются кодификатором, т.е. набором тем, из которых строится тест. Например, тест по законодательству РФ может состоять из вопросов по Конституции РФ, Трудовому кодексу, закону об образовании, Семейному кодексу, Гражданскому кодексу и т.д. Это не является секретом, поэтому кодификатор может быть доведен до вашего сведения  исполнителем. Если – нет, то обратитесь к исполнителю.

Подготовку к тестированию можно начать с работы с нормативной базой (приложение 1), обратив особое внимание на знание основополагающих нормативных документов, региональных и муниципальных документов по вопросам управления, финансовой деятельности образовательного учреждения и др.

8.При подготовке к собеседованию исходим из того, что оно проводится по вопросам профессиональной деятельности аттестуемого ( фрагмент демоверсии в приложении 3). При этом можно воспользоваться специальной  литературой (приложение 2). Подготовьте к собеседованию материалы, которые можно будет использовать для иллюстрации.

9.Обычно исполнителем готовятся методические рекомендации, которые размещаются на его сайте или рассылаются электронной почтой. При подготовке к аттестации внимательно прочитайте их и постарайтесь придерживаться, что позволит минимизировать проблемы.

10.Перед аттестацией (тестирование, собеседование, заседание аттестационной комиссии) воспользуйтесь советами психологов. При этом все важно: одежда, интонация, поведение, взаимодействие и т.д. Постарайтесь избегать конфликтных ситуаций. Ведите себя достойно, и тогда у вас обязательно все получится.

Приложение 1

Примерный перечень нормативных правовых документов

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Семейный кодекс РФ
  4. Уголовный кодекс РФ
  5. Кодекс об административных правонарущениях
  6. Конвенция ООН о правах ребенка
  7. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
  8. Закон РФ №83 -ФЗ
  9. Типовые положения об образовательных учреждениях
  10. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»
  11. Федеральный закон «Об автономных учреждениях»
  12.  ФГОС начального общего образования
  13. Письма минобрнауки по вопросам управления за 2013 год
  14. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций
  15. Положение о лицензировании образовательной деятельности
  16. Правила оказания платных образовательных услуг с учетом последнего проекта минобрнауки РФ
  17. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения (последняя версия)
  18. Приказ Минобрнауки об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений
  19.  СанПин
  20. Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
  21. Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных учреждений
  22. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
  23. Региональные документы по вопросам образования
  24. Муниципальные документы по вопросам развития образования

Приложение 2

Примерный список литературы

  1. Васильев Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий Л.И. и др. Теория управления. Учебник
  2. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление. Учебное пособие
  3. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. Учебное пособие
  5. Психология управления. Учебное пособие
  6. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник
  7. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные технологии управления. Учебник
  8. Шамова Т.Н. и др. Управление образовательными системами. Учебное пособие
  9. Щетинин В.П., Хроменцов Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие

Приложение 3

Примерный перечень вопросов и практических ситуаций для проведения собеседования с аттестуемым.  Демоверсия. Фрагмент.

Возможные варианты вопросов:

  1. Охарактеризуйте основные направления развития образования в России, в Пензенской  области. Как они реализуются в вашем образовательном учреждении?
  2. Охарактеризуйте систему внутришкольного контроля в вашем ОУ. Кто ее осуществляет?
  3. В каких локальных нормативных актах закреплено понятие «качество образования» в вашем образовательном учреждении? В чем заключается связь качества образования в вашем образовательном учреждении с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов?
  4. Перечислите ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей. Прокомментируйте сильные и слабые аспекты Положения об оплате труда и о порядке материального стимулирования сотрудников вашего образовательного учреждения.Каким образом осуществляется определение размеров стимулирующих выплат? Что и как вы предполагаете изменить в процессе определения размеров стимулирующих выплат на следующем этапе?
  5. Охарактеризуйте повышение квалификации в вашем образовательном учреждении. Каким образом Вы планируете осуществлять контроль за качеством и результативностью участия педагога в курсах и качеством внедрения результатов повышения квалификации в образовательную практику?
  6. Какие изменения, происходящие в современном образовании, являются наиболее значимыми для вас как руководителя? Как эти изменения повлияли на цели вашей профессиональной деятельности?
  7. Каким образом будет происходить ваше взаимодействие с органами государственно-общественного управления образовательного учреждения?
  8. Как вы будете использовать информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы? Что Вы считаете результатом использования этих технологий в управленческой деятельности?
  9. Как будет организовано взаимодействие с вашими заместителями и педагогами? Как распределены между ними зоны ответственности: кто за что и каким образом отвечает?
  10. Оцените уровень психологической атмосферы в педагогическом коллективе, в котором вы работаете. Какие меры нужны для создания обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?
  11. С какими трудностями в своей профессиональной деятельности вы сталкиваетесь сейчас? Как Вы их разрешаете? Какие проблемы в развитии своей управленческой компетентности Вы обнаружили? Как планируете работать над их преодолением?
  12. Какие приказы по административно-хозяйственной, учебно-методической, научной работе должны быть подготовлены в образовательном учреждении? Сформулируйте их перечень. Приведите примеры приказов.

Практические ситуации:

  1. Вы вступили в должность, но ваши подчиненные ожидали на этом месте увидеть другого человека и ваше назначение восприняли негативно. Обстановка в ОУ накалена: когда вы заходите в помещение, все сразу умолкают, ваши поручения выполняют с неохотой. Что вы предпримите?
  2. Ваши заместители и другие подчиненные выполняют полученные задания не так, как это сделали бы вы, на ваши замечания по поводу качества исполнения не реагируют, продолжают работать по-своему. Как поступать в этом случае? Можно ли предоставить людям максимум свободы?
  3. Изучив работу педагогов в учебном заведении, вы пришли к выводу, что знания большинства учащихся поверхностны. Многие ученики с трудом применяют знания на практике. Преподаватели имеют разное представление об уровне оценки знаний учащихся. Что вы как руководитель учебного заведения будете делать? Какую роль в своих решениях вы отведете педагогическому совету, совету руководства, методическим службам, контролю за учебным процессом?
  4. Работник подал заявление об увольнении по собственному желанию и заболел.  Как следует действовать администрации?
  5. Ваш заместитель, подчеркивая свою исключительность, игнорирует ваши указания или делает все по-своему. Каковы ваши действия?

Примечание. Исполнителем могут быть предложены различные варианты оценки профессиональных навыков кандидата (руководителя), в т.ч. отличные от приведенных. Поэтому следите за его рекомендациями.

Удачи вам!

При подготовке использованы некоторые материалы интернет-сайтов образовательных учреждений

2 комментария к “Аттестация руководителей ОУ. Часть 2”

    • Добрый день, Маргарита Лютых! Советуем обратиться в орган управления образованием или в аттестационную комиссию.

      Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ