Бесплатный и платный средний всеобуч

Несмотря на то, что принят новый закон об образовании, где четко прописано что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе — бесплатность высшего образования, если оно получается впервые,  и руководители нашего государства заверяют народ о бесплатности среднего всеобуча (см. выступление Президента РФ В.В.Путина на совещании  по развитию спорта, март 2013 г. ), среди родителей, а также в СМИ не снимаются с повестки дня вопросы о платном всеобуче.

Давайте разберемся что же у нас все-таки бесплатно, а за что родители обязаны платить.

Согласно закону об образовании бесплатным является дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование в рамках  федеральных государственных образовательных стандартов.

Стандарты разрабатываются и утверждаются государством. Они представляют некий определенный набор общеобразовательных предметов и объем того материала, который должен быть дан обучающимся в рамках того или иного  предмета.

Все это финансируется из федерального бюджета и идет на зарплату педагогическому персоналу, учебное  оборудование  и пособия, в т.ч. учебники. Это относится ко всем образовательным организациям, в т.ч. и частным, которые финансируются по региональным нормативам.

На реализацию ФГОС каждой образовательной организации Учредителем выдается государственное (муниципальное) задание и его финансовое обеспечение.

Вот это все для родителей бесплатно. Ну как в медицине – есть некий перечень бесплатных медицинских услуг за счет ФМС. Вот об этом-то и говорят представители власти, чиновники от образования.

Содержание, обслуживание зданий, прилегающих территорий и учебных помещений, комунальные расходы  государственных, муниципальных образовательных организаций  оплачивается из соответствующих бюджетов, а в частных образовательных организациях – за счет бюджетов этих организаций.

Следовательно,  платным является все, что дается детям сверх ФГОС.

Посмотрите Учебный план (набор изучаемых предметов) образовательной организации, которую посещает ваш ребенок. В нем есть три составляющих:

  • федеральный компонент – набор обязательных предметов ФГОС,
  • региональный компонент – набор предметов, которые рекомендует регион,
  • школьный компонент –набор предметов, который вводится школой.

Изучив Учебный план, вы поймете, что в школе бесплатно, а что платно, т.е.  что дается в рамках ФГОС, а что сверх, т.е. за ваши денежки. Выбор за вами.

Например, согласно ФГОС обучающимся положено изучить  только один иностранный язык. Это бесплатно.  Школа предлагает, например, изучать еще один из иностранных языков. Но это уже за деньги. И ваше право – будет ли посещать такие занятия или нет ваш ребенок.

Или еще пример. Согласно новому закону об образовании, который вступает в силу с 1 сентября 2013 г., общее образование в детсадах теперь отделено от присмотра и ухода за детьми. Обучение ребенка  будет  осуществляться бесплатно, а за присмотр и уход надо будет платить. Плату определяет муниципалитет.

Тогда что же вызывает споры о платности нашего общего образования?

1.Это набор предметов, которые предлагает ФГОС, особенно для старшей школы. Предлагаемый перечень не усраивает ни родительскую, ни педагогическую общественность, особенно смещенность образовательных акцентов. Но есть предположение, что ФГОСы будут пересмотрены. Надеемся, в разумную сторону.

2.Это продолжающие поборы в образовательных организациях на ремонт учебных помещений, приобретение мебели, учебных пособий и дорогого оборудования, на оплату охраны и многое другое, на что способна фантазия руководителей и педагогов. Здесь дело добровольное. А если оно превращается в обязаловку, как часто это бывает, или граничит с криминалом,  то надо идти в правоохранительные органы, к учредителю, обращаться к местным властям.

3.Опасение резкого роста оплаты за детский сад. Здесь все зависит от местных властей. И решать вопросы надо на этом уровне. Федеральные чиновники заявляют, что резкого роста не должно быть, что должны быть сохранены имеющиеся сейчас льготы. Как говорится, поживем – увидим.

4.Политическая составляющая. Но это уже удел политиков, теоретиков и власти.

Как бесплатное образование становится платным:

1.Использование в России зарубежной не лучшей модели образования чревато снижением фундаментальности российского образования и, как следствие,  снижение его качества. Поэтому родители вынуждены:

  • нанимать репетиторов, которые стоят не малых денег;
  • отдавать детей в частные образовательные организации, где за обучение, которое  гарантируется государством бесплатно, надо платить дополнительно;
  • определять в престижные школы, лицеи, гимназии, где дается  более качественное общее образование и комплекс дополнительных образовательных услуг, за которые надо платить;
  • отправлять, при наличии соответствующих средств, детей на учебу за рубеж, а это уже деньги другого порядка.

2. Введение ЕГЭ тоже влияет на качество образования не лучшим образом и, следовательно, приводит к его платности:

  • ребенок понимает, что ему надо хорошо сдать ЕГЭ по 5-6 предметам, а может и того меньше. Поэтому он вольно или невольно всё внимание сосредотачивает на них, а остальные учит так себе. Для подготовки по этим предметам нанимаются репетиторы, посещаются платные подготовительные курсы;
  • учителя в старшей школе практически перестали учить, а занимаются подготовкой к ЕГЭ. Такая участь в скором времени может постигнуть  учащихся начальной и основной школы, ибо на этих ступенях уже апробируются модели итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Т.е. и здесь бесплатное может трансформироваться  в платное;
  • и, наконец, коррупция на ЕГЭ. Она также оплачивается родителями.

Но всё же не так всё безнадежно.  В России накоплен довольно большой опыт качественного образования, да и сейчас не мало педагогов – энтузиастов. Будем надеяться.

Оставьте комментарий