Сетевая и электронная формы обучения в школе

Благодаря закону «Об образовании в Российской Федерации» сетевая и электронная формы обучения обрели законодательный статус (см. статьи 15, 16).

Основные понятия

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных,  медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе и иностранных.

Если сказать коротко: сетевое образование – это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций.

Деятельность организаций, входящих в сеть, осуществляется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых  и утверждаемых образовательных программ.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Таким образом,  электронное обучение (e-learning) – это обучение с применением информационно-коммуникационных технологий и  электронных обучающих ресурсов.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Сетевое образование

Сетевая форма образования довольно широко использовалась и используется общеобразовательными организациями: проекты «Школа-вуз», «Школа – межшкольный учебный комбинат», «Школа – ПТУ-коледж-вуз», «Школа-производство», «Школа-социокультурный комплекс», в сельской местности – сетевая форма при реализации профильного обучения и др.

Работа с документами

При использовании сетевой формы обратите внимание на работу с документами:

1.Сетевая форма действует на договорной основе:

  • Договор о совместной деятельности образовательных организаций при реализации образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия;
  • Договор  образователной организации с родителями (законными представителями) обучающегося, осваивающего образовательные программы в сторонней организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • Договор образовательных и иных организаций о совместной деятельности в рамках сетевого взаимодействия.

2.Разрабатываются образовательные программы, реализуемые  в сетевой форме;

3.Вносятся соответствующие изменения в Устав, колдоговор, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции работников организации, занятой в сети;

4.Разрабатываются, принимаются и утверждаются необходимые локальные акты.

Положения (примерный перечень):

  • Сетевое взаимодействие в реализации проекта;
  • Сетевые формы реализации образовательных программ, реализуемых в сети;
  • Управление сетевым взаимодействием;
  • Порядок комплектования классов, групп при использовании сетевой формы образования;
  • Ресурсное обеспечение сетевого взаимодействия;
  • Порядок финансирования образовательных организаций, реализующих образовательные программы в рамках сетевого взаимодействия;
  • Процедура формирования индивидуальных образовательных программ и учебных планов в рамках сетевого взаимодействия;  
  • Процедура и формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся  в рамках сетевого взаимодействия;
  • Положение о сетевой комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Нет необходимости доказывать преимущества сетевой формы обучения: сетевая форма дает возможность использовать ресурсы базовых предприятий и организаций, физических и химических кабинетов, биологических лабораторий и т.д.

Электронное образование

Как показывает анализ электронного образования, наибольшее распространение эта форма получила в высшей школе. Однако, как отмечает Минобрнауки РФ, пока заинтересованность со стороны образовательных учреждений в массовом внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий недостаточна.

Здесь все упирается в ряд проблем.  Одна из них состоит в том, что «для  реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, – говорится в законе об образовании, –  должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

Другая – это кадровая проблема. Мало учителя обеспечить ноутбуком, скоростным интернетом, электронным учебником, интерактивной доской, технологиями и т.д., надо еще и хорошо научить его пользоваться всем этим богатством, снабдить современными методическими разработками. Из закона следует, что теперь запрещено заниматься электронным образованием не только не имея  электронных учебников, информационно-образовательной среды, соответствующих баз данных, но, самое главное, не имея специально подготовленных преподавателей и управленцев.

Надо отметить, что в школах эти проблемы постепенно начинают решаться, хотя не так быстро, как хотелось.  Например, в Пензенской области в рамках модернизации образования все учителя были обеспечены сначала нетбуками, а потом и ноутбуками. Школы подключены к сети Интернет, имеют сайты, пополняются интерактивными досками, компьютерной техникой и IT-технологиями, внедряют  электронные дневники и электронные классные журналы.  В  рамках пилотного проекта организовано  дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Учителя осваивают IT-технологии и методики их применения.

Согласно закону об образовании общее образование может быть получено в форме семейного образования и самообразования. Вот здесь,  как нельзя кстати, и пригодилось бы электронное образование.

Чтобы подготовить современного выпускника к вхождению в трудовую деятельность, общеобразовательная школа, как социальный институт, должна идти на десяток лет впереди общества.

Будем надеяться, что школы будут идти в ногу со временем. Опыт такой работы в ряде территорий уже имеется. Это территории, где реализуется, например, проект «Сетевой город», «Электронное образование в Республике Татарстан» и др.

Нормативная база электронного образования в школе

Положения:

  • об электронном образовании;
  • о введении электронного классного журнала;
  • о введении электронного дневника;
  • об уроке с использованием IT-технологий;
  • об использовании электронной формы обучения при обучении детей на дому;
  • об электронном документообороте и др.

При использовании электронной формы, дистнционного обучения необходимо внести соответствующие изменения в локальные акты школы и должностные инструкции сотрудников.

Перспективы

Сегодня в развитых странах обучения без использования электронных технологий просто не существует. По поручению зампреда Правительства РФ Ольги Голодец должен быть подготовлен план развития электронного образования в нашей стране и сформирована межведомственная рабочая группа, которая и утвердит программу действий на ближайшие три года.

Минобразование РФ определило задачу, чтобы в 2013 году любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания имел такую возможность.

Полезные информационные ресурсы к теме:

Интернет-ресурсы образовательного и научно-образовательного назначения, оформленные в виде электронных библиотек, словарей и энциклопедий.

Раздел содержит перечень ресурсов, разработанных и рекомендованных для дистанционного обучения.

Раздел содержит перечень ресурсов, касающихся управленческих и правовых аспектов организации и ведения образовательной деятельности, в т.ч. методические рекомендации по использованию информационных и телекоммуникационных технологий в обучении. В раздел также вошли ресурсы, содержащие положения, регламентирующие управление школой, рекомендации начинающим директорам, нормативные документы, приказы и распоряжения в области образования и другая информация.

PS.

1.Федеральный институт развития образования (ФИРО)  провел апробацию электронных учебников на уроках. Эксперимент выявил, что мультимедийные компоненты делают учебный процесс более наглядным и современным. Кроме того, компактное и легкое устройство позволяет ученикам освободить портфель от громоздких книг.

Среди пяти протестированных устройств – носителей: PocketBook Pro 9XX*, Plastic Logic*, Ectaco JetBook Color*, Inte® Classmate PC, enTourage eDGe* – наиболее высокие технические  и  эксплуатационные  характеристики показали мобильные компьютеры ученика Intel® Classmate PC. По результатам сравнительного анализа,  они  обладают  наиболее  развитыми функциональными  возможностями и отвечают всем  потребностям  современного образовательного процесса.

2.16 апреля 2013 года состоится Международный  форум «Электронные образовательная среда: технологии, концепции, ресурсы, услуги» (см.  Сайт Форума >).

Оставьте комментарий