Управление современной школой. Работа с документами. Часть 4

Реализуем новый закон об образовании

Накануне нового 2013 года Президент России В.В.Путин подписал  Федеральный закон № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”  (далее – Закон),    подготовленный ещё во времена, когда Минобрнауки РФ возглавлял Андрей Фурсенко.  Проект закона вызвал неоднозначную реакцию среди политиков и населения: на специальный сайт поступило 11 тысяч комментариев, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан, от которых поступило 40 тысяч коллективных сообщений. Несмотря на многочисленные поправки, внесенные в процессе его обсуждения и принятия, напряженность в определённой степени сохраняется и до сих пор. Однако Закон принят и подлежит исполнению.

В целях реализации положений Закона Минобрнауки РФ подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов, которые, по мере их подготовки, выносятся для  общественного обсуждения. Как и Закон, проекты документов размещаются на официальном сайте Министерства.

Каждый из вас может принять участие в этом обсуждении. Свои предложения и замечания по проектам нормативных правовых актов можно направлять по электронной почте info@mon.gov.ru.  Срок общественного обсуждения установлен в паспорте каждого  конкретного проекта.Ваша задача, как руководителя образовательной организации, обеспечить неукоснительное исполнение  нового закона об образовании и подготовленных на его основе нормативно-правовых актов.

Прежде всего, необходимо донести идеи Закона до непосредственных исполнителей: участников образовательных отношений – обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и их представителей.

С этой целью поступаем по отработанному алгоритму:

  1. Находим текст Закона и размещаем его в своей библиотеке. Здесь же следует разместить и другие нормативные документы, подготовленные во исполнение Закона по мере их принятия. Всё это должно стать вашей настольной книгой.
  2. Эти же материалы загружаем  в школьную информационную базу,  ноутбуки педагогов.
  3. Составляем  план действий по разъяснению основных положений Закона среди педагогов, обучающихся, родителей, членов органов школьного смоуправления.
  4. Разрабатываем план действий по реализации Закона, определив необходимую совокупность мероприятий, исполнителей и сроков с учетом рекомендаций местных органов самоуправления. Вносим его на рассмотрение   органов школьного  самоуправления (совет школы, управляющий совет, педсовет, методсовет, родительский комитет и др.).  Утверждаем его приказом по школе.
  5. Создаём рабочую группу по разъяснению основных положений Закона среди педагогов, родителей, обучающихся, жителей микрорайона школы.
  6. Разрабатываем методические рекомендации для лекторов, классных руководителей, председателей МО.
  7. Готовим презентации по разъяснению основных положений  Закона и принятых на его основе нормативных правовых актов и размещаем  на сайте школы.
  8. Проводим ревизию всех школьных нормативно-правовых актов и приводим их в соответствие с требованиями нового законодательства об образовании (по мере разработки  и принятия новых нормативных правовых актов).
  9. Меняем в соответствии с новым законодательством об образовании уставные документы,  наименование школы, вывеску, печать, штампы, бланки, другие документы.
  10. Вносим соответствующие изменения  в трудовые договоры и трудовые книжки работников школы.
  11. Приводим  в соответствие с основными положениями закона «Об образовании в Российской Федерации» и нормативных правовых актов, подготовленных на его основе, всю школьную документацию.

Чтобы всё намеченное было исполнено качественно и в установленные сроки, не забудьте организовать жесткий  контроль за исполнением, используя предоставленные вам возможности. И тогда успех гарантирован. Итак, как говорил известный  классик, «За работу, товарищи!».

Возможно, местные органы  управления образованием предложат вам мероприятия по реализации нового закона об образовании. Естественно, всю работу в школе следует осуществлять с их учетом. Если работу начнёте раньше – планы подкорректируйте.

Краткая справка.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря,  одобрен Советом Федерации 26 декабря, подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года и вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных его положений. Он заменяет действующие  законы «Об образовании» и  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые со дня вступления в силу  настоящего Закона признаются утратившими силу.

Закон представляет довольно объемный документ и содержит 15  глав со  111   статьями, занимающих  404 стр. формата А-4.

Закон – это единый комплексный нормативный правовой акт, направленный на обеспечение государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства.

Новый закон об образовании  определяет:

  • полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере образования;
  • правовой статус образовательных организаций (государственных, муниципальных, частных);
  • принципы и механизмы реализации права граждан на доступное, бесплатное и качественное образование;
  • права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников образовательных организаций, а также меры их социального обеспечения;
  • порядок приёма в организации, осуществляющие образовательную деятельность,
  • порядок разработки и особенности реализации образовательных программ в зависимости от уровня и направленности образования;
  • уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат, высшее образование – специалитет, магистратура, высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации);
  • регулируются вопросы получения дополнительного образования и профессионального обучения;
  • порядок осуществления лицензирования, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
  • нормы определения нормативов финансирования образовательной деятельности, осуществляемой за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и многое  другое.

Оставьте комментарий