ВШК – современный подход
(по материалам школьных сайтов и отдельных авторов)
Скажи, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай действовать самому, и я научусь.
В настоящее время в образовании происходят значительные изменения (переход на ФГОС, обновление программ и учебников, оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием и учебными пособиями, компьютерной и мультимедийной техникой, внедрение цифровых образовательных ресурсов, обновление и разработка новых методических средств и приемов обучения и воспитания, широкое использование Интернет-ресурсов и IT-технологий и многое, многое другое), что, естественно, не может не отражаться на структуре и технологиях внутреннего школьного контроля (далее – ВШК).
Школьные администраторы–практики, авторы работ, посвященных новым видам контрольных действий, реализующих содержание ВШК в современной школе, отмечают следующие характерные тенденции.
1.Меняется представление о ВШК. Современный ВШК рассматривается:
- как процесс обеспечения достижения ОУ поставленных целей, состоящий из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов;
- как возможность определить, насколько коллектив продвинулся к поставленной цели, т.е. где школа добилась успеха, а где потерпела неудачу.
2. Стремление дополнить перечень традиционных форм, методов и структур ВШК новыми, позволяющими охватить возникающие функциональные области жизнедеятельности школы, в т.ч. переход на ФГОС, электронные классные журналы и электронные дневники, электронный документооборот и др.
3. ИК – технологи для школьного администратора становятся универсальным инструментом ВШК, позволяющим быстро проводить мониторинг, проверку знаний, умений и навыков школьников в формате тестирования, обработку и анализ их результатов, собранных данных, данных учебно-воспитательного процесса и т.д.
4.Изменение содержания и структур ВШК в связи с переходом на ФГОС.
5.Создание системы эффективного контроля.
Разработка стандартов контроля
Стандарт (англ. standard — образец, норма) – рассматривается как эталон, шаблон, образец, модель, который берется как основа для сличения с ним других объектов или свойств. Наличие стандартов ВШК значительно облегчает аналитическую деятельность администраторов школы, минимизирует субъективизм в оценке деятельности проверяемых.
Стандарты ВШК:
1.для контроля за образовательной подсистемой:
- модель выпускника школы,
- модель результатов образовательного процесса,
- модель социального заказа,
- модель планов функционирования и развития школы и др.;
2.для контроля за использованием сети Интернет:
- правила работы в сети Интернет,
- требования к школьным сайтам;
3.для контроля за работой с кадрами:
- требования к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам, состоянию здоровья работников школы;
4.для контроля за работой с контингентом обучающихся:
- требования к контингенту обучающихся на каждой ступени образования,
- требования к уровню образовательной подготовленности, психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям обучающихся,
- требования к обучающимся, желающим осваивать избранное ими содержание образования на том или ином уровне сложности, и др.;
5.для контроля за внешними связями школы:
- содержание необходимых творческих контактов с лицами и организациями внешней среды,
- уровень требуемой квалификации и профессиональной специализации предполагаемых партнеров и т.д.;
6.для контроля за материально-технической деятельностью, ремонтом школьного оборудования:
- графики занятости помещений школы,
- требования к оборудованию и учебным помещениям школы с учетом особенностей образовательного процесса (соответствие СанПин);
7.для контроля за отношениями с организациями, осуществляющими внешний контроль за работой школы:
- формулирование стандартов контроля, основанных на положениях Закона РФ “Об образовании”, директивных и нормативных актах, регламентирующих электронный документооборот, внешний контроль за школами;
- разработка внутришкольных нормативных актов, согласованных с органами управления образованием, устанавливающих границы полномочий внешних организаций в контроле за образовательным учреждением, и др.
Разработка стандартов контроля осуществляется на основе действующих законодательных и нормативных документов, образовательных стандартов, локальных актов всех уровней.
Некоторые новые контрольные действия
- мониторинг, диагностика и оценка состояния отдельных направлений деятельности школы (обучения и воспитания, работы с кадрами, с контингентом обучающихся, финансово-хозяйственная деятельность, безопасность жизнедеятельности обучающихся и работников и др.) с точки зрения соответствия стандартам контроля;
- организация контроля за переходом на ФГОС, на электронные классные журналы и дневники, за ведением школьного сайта, использованием ЦОР, сети Интернет в школе;
- осуществление расчетов потребности всех протекающих в школе процессов в ресурсах и отражение этой потребности в бюджете школы;
- осуществление расчетов стоимости инновационных процессов, учитываемых в договорах с внешними по отношению к школе фондами развития образования;
- анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления,
- принятие решений о направлениях коррекции или о необходимости уточнения стандартов контроля;
- организация коррекционной работы;
- проверка исполнения.
Читатели могут сказать, что же здесь нового? Действительно, в большинстве своем ничего для тех, кто это осуществлял. К сожалению, не всегда это приходится встречать на практике. Если же вы хотите иметь современный эффективный контроль, то перечисленные истины должны стать повседневной нормой.
Некоторые новые организационные формы и структуры контрольной деятельности (в связи с развитием форм общественного управления образованием):
- стратегический комитет или совет по развитию школы, функционирующий независимо или в составе совета (Управляющего совета) школы,
- экспертные советы при органах внутришкольного управления (совете по развитию школы, наблюдательном совете, научно-методическом совете, кафедрах), оценивающие степень соответствия результатов контрольной деятельности требованиям стандартов,
- внутришкольные фонды развития, обеспечивающие соответствие между размером личного вклада каждого работника школы в решение проблем школы и размером доплат к их заработной плате.
ИК – технологии в ВШК
Владение ИКТ – компетенциями – непременное требование квалификационных характеристик школьного администратора (перечень их был изложен на одной из «Страничек директора»).
Использование в ВШК возможностей ИКТ позволяет автоматизировать процесс обработки результатов рубежных, тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику, представлять результаты в виде диаграмм для целенаправленного достижения образовательного стандарта.
Школьные администраторы, имеющие опыт использования ИКТ в ВШК, советуют:
1. Единая информатизационная среда школы должна быть построена с учетом следующий требований:
- банк данных системы должен содержать максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса;
- в системе должна быть предусмотрена возможность обмена сообщениями между всеми пользователями;
- должна быть предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием;
- в системе должна существовать возможность интегрирования электронных учебников.
2. Для проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания роста профессионального мастерства учителей, сокращения сроков подготовки отчетности и др. целесообразно создать:
- банк данных по педагогическим кадрам;
- банк данных результатов обучения;
- банк данных по всеобучу;
- банк данных о выпускниках школы;
- банк данных об учениках-участниках олимпиад;
- банк данных об учителях и их достижениях;
- социальный паспорт школы и др.
Данные перечисленных банков также могут быть использованы для составления характеристик класса, изучения причин полученных результатов, выявления тенденций сложившейся ситуации, составления соответствующих прогнозов и др.
В связи с переходом на электронные классные журналы, дневники, электронный документооборот необходимо внести изменения в соответствующие локальные акты школы: Положение о ВШК, Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, инструкции о ведении классных журналов и дневников обучающихся, должностные инструкции учителя, заместителя директора, других участников образовательного процесса и т.д.
Изменения в ВШК в связи с введением ФГОС
Изменения в ВШК в связи с введением ФГОС определяются соответствующими нормативными документами (см. Методические рекомендации по введению ФГОС НОО) .
При этом надо четко представлять, что основными объектами ВШК в условиях реализации ФГОС являются:
- оценка достижений планируемых результатов освоения ООП;
- контроль за условиями реализации ФГОС;
- контроль за учебно-воспитательным процессом.
Необходимо также внести соответствующие изменения в локальные акты школы, такие как: Положение о ВШК, Положение о промежуточной аттестации обучающихся, о Портфолио обучающихся, должностные инструкции учителя, заместителя директора, других участников образовательного процесса и т.д.
Построение эффективного ВШК
Для того, чтобы ВШК стал эффективным, специалисты рекомендуют:
1. определять приоритеты ВШК на конкретный период;
2. осуществляющему ВШК руководителю следует чётко знать содержание каждого направления (раздела) ВШК, требования соответствующих нормативных документов. Без этих знаний невозможно глубоко изучить и проанализировать информацию, внести коррективы в дальнейшую работу педагогов и школы в целом;
3.знать и уметь реализовывать в практической деятельности разнообразные виды, формы и методы ВШК, в совершенстве владеть современными технологиями и приемами инспекторского контроля, основами психологии личности и конфликтологии;
4.любая форма контроля должна осуществляться в строгой последовательности: обоснование проверки, формулирование цели, разработка плана-задания, сбор информации, организация проверки, анализ результатов проверки, подготовка итогового документа, обсуждение итогов, принятие решения;
5.контроль может быть эффективным только тогда, когда собранная информация будет служить основой для педагогического анализа, а через анализ – и для коррекции и регулирования;
6.результаты ВШК обязательно должны оформляться в виде аналитической справки, содержащей констатацию фактов, анализ причин достижений и упущений, выводы и предложения, доводиться до проверяемого;
7.обязательным условием является также организация контроля исполнения (доверяй, но проверяй).
Полезные Интернет-ресурсы
На одной из предшествующих «Страничек директора» были перечислены некоторые Интернет – ресурсы для руководителя школы, которые могут быть дополнены перечнем, полезным при осуществлении ВШК:
- http://netschool.roos.ru/ – Система Net Школа – комплексный продукт, представляющий собой интегрированную комплексную систему в масштабе ОУ.
- http://www.microsoft.com/Rus/Education/ClassServer/Default.mspx – Class Server – система управления учебным процессом, объединяющая пять функциональных подсистем:
– управление учебными материалами;
– управление учебными планами;
– тестирование и оценка;
– отчетность по успеваемости обучающихся;
– работа в Интернете.
Важным преимуществом Class Server является возможность быстро получать отчеты по успеваемости, оперативно принимать решения.
- http://edu.1c.ru/platform/ – новая серия «1С: Школа», разработанная на единой платформе «1С: Образование». Является продуктом нового поколения: её технологические возможности позволяют решать практически любые современные задачи в области организации и проведения учебного процесса.
- http://www.schooloffice.ru/index2.php – комплекс ПО «Школьный офис» представляет собой единую программно-информационную платформу, позволяющую путем подключения различных модулей создавать единую базу данных школы и автоматизировать рабочие места директора, завуча, секретаря, классного руководителя и других сотрудников школы.
«Школьный офис» объединяет в единую систему АИС «Контингент», АИС «Кадры», АРМ «Тарификация», АРМ «Внешняя отчетность», АИС «Школьный журнал», АИС «Общие сведения», АРМ «Администратор системы». Кроме того, создан Конвертор «Школьный Офис – Всеобуч»: программа для перенесения информации о контингенте из «Школьного Офиса» в АРМ «Всеобуч».
- http://www.chronobus.ru/ – Программный пакет «Хронограф» (ООО «Хронобус») представляет собой сочетание АВТОМАТИЧЕСКОГО и РУЧНОГО алгоритмов составления расписания учебного заведения с широкими возможностями ввода, обработки и вывода информации на печать.
- http://www.iicavers.ru/ сайт ООО «ФинПромМаркет-ХХI» (ИВЦ «Аверс»), основным видом деятельности которого является разработка и внедрение программно-аппаратных средств автоматизации административной и финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Одно из приоритетных направлений – комплексная автоматизация информационного обеспечения учреждений и органов управления образованием – разработка специализированных информационно-аналитических систем (АИАС). Специально для посетителей этого сайта созданы разделы «В помощь директору» и «Законодательство», содержащие интересные подборки документального материала.
- http://inissoft.by/index.shtml. – сайт Компании ИНИС – СОФТ. Программные продукты для ОУ могут быть использованы для автоматизации основных процессов управления учреждением, организации текущего, промежуточного и итогового контроля усвоения предметных знаний учащимися, индивидуальной коррекционной работы, поддержки школьного курса информатики.
- http://usatic.narod.ru/ – программа для проведения компьютерного тестирования, оценки знаний и разработки тестов (программный комплекс), отличается простотой и быстротой в разработке тестов, может функционировать в однопользовательском (персональное тестирование) или многопользовательском (групповое тестирование) режимах.
- http://edu.allsoft.ru/ – сайт Edu.Allsoft.ru – квалифицированная поддержка по подбору необходимого программного обеспечения.
- http://catalog.iot.ru/– в каталоге представлены результаты анализа образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет и представляющих интерес для школьного образования.
- И конечно, ПО Microsoft Office, Microsoft Office Excel с их богатым инструментарием приложений, с помощью которых решаются более качественно, эффективно и экономично многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях.
Известные истины (базовый уровень)
ВШК является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.
Локальные акты ВШК:
- Положение о внутришкольном контроле.
- Положение о внутришкольном мониторинге.
- Стандарты ВШК.
- План внутришкольного контроля.
- Циклограммы контроля.
- Графики ВШК.
- Памятки.
- Инструкции.
Планирование ВШК:
План ВШК составляется на основе годового анализа деятельности педколлектива школы. В плане ВШК должны быть определены:
- объекты диагностики и контроля;
- субъекты диагностирования и контроля;
- содержание и объём контроля;
- методы, формы организации ВШК;
- распределение управленческих сил с учётом их подготовленности и компетентности;
- сроки контроля;
- как будут оформлены результаты контроля;
- где будут рассмотрены результаты контроля и какие приняты управленческие решения.
Алгоритм планирования ВШК:
- Формулируются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, обеспечивающих качество школьного образования.
- Определяется содержание по целям.
- Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий.
- Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
- Определяется формат получаемых продуктов.
- Устанавливаются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК).
- На основании полученной информации проектируется подробный регламент ВШК.
Традиционные направления ВШК:
1. Контроль за качеством преподавания:
- выполнение учебных программ;
- эффективность урока;
- методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;
- обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
- индивидуальная работа с детьми;
- соответствие преподавания Программе развития школы;
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
- взаимосвязь базового и дополнительного образования;
- формирование компетенций обучающихся.
2. Контроль за качеством обучения:
- уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
- достижение государственных образовательных стандартов;
- навыки самостоятельного познания обучающихся;
- готовность к освоению содержания образования на профильном уровне, на повышенном уровне.
3. Контроль за ведением школьной документации:
- ведение классных журналов;
- ведение ученических дневников;
- ведение ученических тетрадей;
- оформление личных дел обучающихся.
Алгоритм контроля:
- Обоснование проверки.
- Формулировка цели.
- Организация сбора информации о состоянии объекта.
- Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.
- Определение рекомендаций.
- Принятие управленческих решений, корректировка.
- Определение сроков последующего контроля.
- Обсуждение итогов в коллективе.
Формы подведения итогов контроля:
- аналитическая справка;
- приказ;
- методические рекомендации;
- индивидуальные рекомендации.
Где рассматриваются итоги контроля:
- на педсовете;
- на совещаниях: административных, производственных, совещании при директоре, при заместителях директора;
- на заседаниях МО, кафедр.
- индивидуальное собеседование.
Виды и формы контроля:
- по объёму и охвату – фронтальный, комплексный, тематический;
- по срокам – входной, промежуточный, итоговый, плановый и внеплановый отсроченный контроль;
- по задачам – предупредительный, диагностический, повторный;
- по статусу проверяющих – внешняя экспертиза, административный ,общественный, самоконтроль, коллективный, взаимоконтроль;
- по объекту контроля – классно-обобщающий, тематический, фронтальный, персональный;
- по используемым методам – наблюдение, проверка, тестирование, анкетирование, мониторинг.
*****
При подготовке использованы материалы интернет-сайтов минобрнауки, образовательных и других учреждений.