Родительское самоуправление в школе

Формы родительского участия в делах школы

Родительские собрания, куда мамы и папы смущенно шли слушать нотации педагогов, уходят в прошлое. Современные родители объединяются в неформальные сообщества и общественные организации, которые не боятся задавать вопросы не только руководству школы, но и стоящим над школой инстанциям. Но устоявшиеся с течением времени формы родительского участия в делах школы ещё продолжают  функционировать во многих  учебных заведениях.

К ним, как правило, относятся:

  • школьное родительское собрание или родительская конференция (высший орган самоуправления в школе);
  • родительский комитет школы, избранный школьным родительским собранием или конференцией, его секции, комиссии;
  • классные родительские комитеты и их рабочие органы;
  • совет бабушек, дедушек;
  • совет отцов;
  • другое.

Цель родительского самоуправления – активное участие в управлении школой и своей ассоциацией, оказание помощи школе в достижении высокого качества воспитания и обучения детей.
Высшим органом самоуправления родителей является родительское собрание, созываемое по необходимости, но не реже двух раз в год, а в период между родительскими собраниями – школьный родительский комитет, избранный собранием сроком на 2 года.
Школьный родительский комитет:

  • готовит и проводит родительские собрания и другие мероприятия родителей;
  • организует выполнение решений, принятых школьным родительским собранием;
  • изучает общественное мнение и потребности родителей;
  • планирует свою работу и организует выполнение намеченных планов;
  • создает родительский финансовый фонд и принимает решения об его использовании в интересах совершенствования деятельности школы, оздоровления, обучения и воспитания учащихся;
  • формирует постоянные и временные комиссии (или иные рабочие органы) по отдельным направлениям деятельности.

Высшим органом родительского самоуправления в классе является их общее собрание, созываемое по мере необходимости, но не реже раза в учебную четверть.
В период между родительскими собраниями работу родителей организует классный родительский комитет, избираемый сроком на 2 года.
Классный родительский комитет:

  • готовит и проводит классные родительские собрания и другие родительские мероприятия;
  • организует выполнение решений родительского собрания и вышестоящих органов самоуправления родителей;
  • планирует свою работу и обеспечивает выполнение намеченных планов;
    – создает при необходимости постоянные и временные родительские комиссии и иные органы для решения отдельных вопросов;
  • выясняет мнение родителей по актуальным проблемам жизни школы и класса, по обсуждаемым в школе проектам нормативных документов, изучает потребности и интересы родителей в школе;
  • обеспечивает участие родителей во внеклассной и внешкольной воспитательной работе с детьми, в ремонте классного помещения, в улучшении условий жизни и учебы детей в школе и классе;
  • организует обмен опытом семейного воспитания, поощряет родителей, хорошо воспитывающих своих детей.

Свои заседания родительский комитет класса проводит по мере необходимости, но не раже одного раза в учебную четверть. Родительский комитет класса организует свою работу в тесном взаимодействии с классным руководителем и классным ученическим советом.

Органы самоуправления родителей должны руководствоваться следующими принципами:

  1. Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.
  2. Полномочия, принимаемые решения и осуществляемые действия не должны ущемлять интересы и права других участников школьной жизни.
  3. Все школьные объединения и коллективы должны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.
  4. В школе действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.
  5. Между всеми органами самоуправления осуществляется координация и взаимодействие по актуальным школьным проблемам.
  6. В своей деятельности органы школьного самоуправления руководствуются принципами законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за них.

Работа любого органа родительского самоуправления в школе начинается с выявления актуальных потребностей и интересов своих родителей, на основе которых затем определяются содержание и основные направления его деятельности и организационная структура.

Уважаемые родители!  Никто кроме вас! Действуйте  здесь и сейчас! 

5 комментариев к “Родительское самоуправление в школе”

  1. Добрый вечер! Подскажите о правомерности администрации школы: было назначено школьное собрание, пришли родители. Но затем выяснилось , что Учитель не согласовал его с дирекцией школы. В итоге собрание не провели, родителей вежливо так выпроводили . Многие ушли с работы за ранее, оставили свои дела, чтоб прийти на собрание , которое не дали провести. Как быть в данной ситуации?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! 1.Прежде всего надо обратиться к должностной инструкции классного руководителя и посмотреть, есть ли там положение, что он должен согласовывать время проведения собрания с администрацией школы. Т.о., можно определить, кто виноват и отсюда – что делать.
      2.Ну, раз уж так случилось, зачем же наказывать родителей? Умный директор всегда найдет выход, а с учителем разберется потом.

      Ответить

Добавить комментарий для Ирина Отменить ответ