Работать вместе, чтобы добиваться успеха

Образование

Пока дети отдыхают и набираются сил, да и у родителей, и педагогов вероятно отпуска, можно  порассуждать и о проблемах образования и воспитания.

Может быть, вы обратили внимание, что в последнее время родители все больше претензий стали предъявлять школе. Наверное, им не безразлично, кого она готовит. К сожалению, на огромных просторах России ещё достаточно школ, в  которых не налажено надлежащим образом сотрудничество родительского и педагогического коллективов. Настала пора, когда директорам и педагогам надо самим меняться, ибо у современных родителей культурный багаж ничуть не меньше, чем у них, а может быть и  больше, учитывая, кто сейчас идет в педагоги. В школах нужны педагоги и руководители, готовые сотрудничать с родителями.

Родители и педагоги должны вместе решать основные  вопросы школьной жизни: носить детям  форму или не носить; учиться пять дней или шесть; когда проводить каникулы; как распределять благотворительные потоки и как заработать дополнительные средства; какие использовать учебники; какую выбрать образовательную программу; совместными усилиями формировать у молодежи идеологию здорового образа жизни, чтобы молодые люди с раннего возраста занимались спортом, активно участвовали в общественной жизни, следили за своим здоровьем и нетерпимо относились к вредным привычкам, уделяя при этом значительное  внимание профилактическим мероприятиям.

Именно родители и педагоги должны научить детей заботиться о своем здоровье, беречь свою жизнь и своих близких, рачительно относиться к природным ресурсам, ценить семейный уклад, понимать ценность образования и профессии,  именно сохранение здоровья (и физического, и психологического) маленького человека должно стоять во главу угла и в семье, и в школе, считает губернатор Пензенской области В.К. Бочкарёв.

А пока родители и педагоги стараются переложить ответственность друг на друга, воз будет и ныне там. Родители считают, что без помощи взрослых учиться просто невозможно, потому что учителя перекладывают объяснение пройденного на родителей. По мнению подавляющего большинства учителей – современные  программы и учебники достаточно сложные, а большинство детей не замотивировано на успешное их освоение (просто не хотят учиться).

Причин здесь не мало. Это и нескончаемые школьные реформы (что ни год, то нововведения); и стареющий педсостав (средний возраст российского учителя свыше 50 лет); и недостаточно высокая заработная плата у учителей (наконец-то, в последнее время это положение стали поправлять); и недостаточное финансирование, а также отсутствие современной материально-технической базы и оборудования (хотя в последнее время не мало вкладывается средств). Как следствие, ухудшение учебного процесса, и,  прежде всего, качества преподавания, когда основное перекладывается на плечи ученика в виде непомерного объёма домашних заданий (2,9 % выпускников текущего года не преодолели минимальную границу на ЕГЭ, сдавали  3-4 предмета – 76 % выпускников, а  7-8 предметов – лишь 0,4 %). Сейчас, даже в лучшей школе, если родители сидят за уроками со своими детьми, или нанимают репетиторов, то они  получают «пятерки». У тех же, кто надеется на школу, дети учатся только на «тройки» и «двойки». По последним оценкам экспертов на частные уроки, репетиторов и подарки учителям в России тратится более100 млрд. рублей в год.

Кто виноват понятно, а что же делать?

В печати, передачах по радио и телевидению, в материалах Госдумы и других источниках, на конференциях ученых и учительских съездах можно найти немало дельных научных обоснований и предложений по вопросам совершенствования образования.

Что же касается практиков, тех, кто стоит у учительского стола, то по мнению  большинства учителей, целый ряд школьных предметов перегружен избыточными сложностями и должен быть скорректирован.

Детям нужен не набор мертвых знаний, которые выветриваются из голов сразу после выпускного бала, а то, что пригодится в жизни. Сокращение «ненужных» тем  позволит сэкономить  время, которое можно будет использовать под качественное усвоение действительно необходимых знаний.

Новый образовательный стандарт, который начал уже  вводиться в начальной школе, прямо предполагает и новые требования к обучению. Без нового учителя нельзя значительно повысить качество преподавания, а для этого  надо учить учителей по-новому, а тех, кто уже работает, переучивать.

Одним из вариантов решения затронутой проблемы могло бы быть также введение в школах тьюторов. Данная должность была утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года № 216н. Стать обычной для муниципальных образовательных учреждений должность тьютора может благодаря введению новых систем оплаты труда. Согласно действующему законодательству штатное расписание учреждения утверждается руководителем и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

В некоторых российских школах уже сейчас работают специалисты-тьюторы. На этих должностях – самые квалифицированные учителя и даже вузовские педагоги. Зарплату они получают повышенную, так как, считается, что статус тьютора значительно выше, чем статус рядового преподавателя. «Действительно, эта профессия очень дорогая и эксклюзивная», – говорит Татьяна Ковалева, президент тьюторской ассоциации.

Примечание.
Tutor – в переводе с английского  – домашний учитель, опекун. Тьютор прикрепляется к ученику сразу при поступлении в среднюю школу и  ведет его вплоть до зачисления в вуз, где также помогает работать над проектами.

В российских школах тьютор работает с отдельной группой или конкретным ребенком. Он помогает школьнику общаться со сверстниками, решает проблемы с учителями, составляет индивидуальные планы дополнительного обучения, исполняет роль репетитора, проводит уроки профориентации, помогает определиться с будущей профессией, специальностью.

А пока, чтобы ребёнок учился лучше, прислушаемся к советам психологов:

  1. Откажитесь от запугиваний и нелестных эпитетов в адрес ребенка. Не акцентируйте внимание на его недостатках. Если у ребенка что-то не  
    получается, подскажите пути решения или предложите свою помощь (но не делайте все за него).
  2. Не сравнивайте его ни с кем, кроме него самого. Хвалите за достижения, подчеркивайте способности.
  3. Не ругайте при нем школу и учителей.
  4. Определите, что интересно ребенку. Если у ребенка будет цель, он станет получать необходимые знания сам. Внешкольные занятия помогут пробудить в нем интерес к предмету.
  5. При каждом удобном случае на доступных примерах показывайте ребенку, что знания, образование делают жизнь интересней, расширяют границы доступного ему мира.
  6. Покажите, что бизнес без знаний невозможен. Существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда ребенок вырастет, никакой бизнес без применения науки будет невозможен.

Основная черта детства – любопытство. Эту неуёмную жажду узнавать новое и нужно использовать для мотивации к обучению. Если вам удастся поменять привычку ребенка получать на привычку искать, он может преобразиться до неузнаваемости.

По материалам Интернет-сайтов

Оставьте комментарий