Инспектор

Воспитание в школе под народный контроль

У нас в последнее время всё чаще становятся гласными шокирующие события из школьной жизни: то вдруг обнаружится  ОПГ, возглавляемая школьницей, то в Интернете появляются ролики о том, как подросток издевается над пожилой учительницей или как  учитель вступает в драку со школьником, или как 14 –летние школьницы избивают ребенка-инвалида,  то вдруг все СМИ обходят кадры избиения молодой учительницы разъяренным  родителем, а то и ещё ужаснее  –  ученик нападает с ножом на учителя…

1.О причинах

К сожалению, рассуждая о происходящем, мы не докапываемся до истинных причин происходящих событий – а, не зная  причин болезни, вряд ли можно её успешно лечить.

Не стоит ли задуматься нам над тем, а не являются ли звеньями одной цепи события в школьной жизни и происходящие в нашей стране детоубийства, убийства в семьях, мошеннические действия со стариками, ограбление и издевательство над нашими ветеранами, негативные явления в нашей полиции, черствость чиновников и, наконец, процветающая  пышным цветом коррупция? Ведь в школах учатся дети тех, кто прошел школу воспитания в так называемые «лихие 90 -е», а также те, кто родился в упомянутые годы.

Специалисты-социологи так определяют  причины негативных явлений в молодежной среде:

  1. в      Японии, в Китае  плановая система воспитания,  в нашей стране комплексной системы воспитания, а также  комплексной молодежной политики пока нет;
  2. переоценка роли образования и явное снижение роли      воспитания, возникшие вследствие ошибочной линии идеологов реформ      образования;
  3. общественная система воспитания      катится под гору саморазрушения;
  4. усиление бездуховности, падение образовательного      и культурного уровня подрастающего поколения;
  5. забвение отечественной истории, культуры,      традиций;
  6. возникновение в российском обществе стихийной,      деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям      социальной ситуации;
  7.  размывание      и деградация системы российских традиционных ценностей и, как следствие,      потеря преемственности поколений;
  8. разрушение института семьи:      формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки;
  9. внедрение чуждых российскому обществу духовных      ценностей;
  10. появление новой системы требований общества  к     личности.

Все это приводит к тому, что материальные ценности начинают доминируют над духовными, у молодых людей искажаются  представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме; молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость; широкий размах приобретает ориентация молодежи на атрибуты массовой  культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета; распространение курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИДа приобретает  масштаб  общенациональной трагедии и грозит уничтожением нации и  её генофонда.

Кто же у нас сейчас работает с молодежью?

В Минобре РФ и  органах управления образованием на местах действовали в своё время  воспитательные отделы. В 90-е годы они были ликвидированы.

На федеральном уровне с мая 2008 года государственная молодёжная политика находится в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Непосредственно этой сферой занимается Департамент молодежной политики и международного сотрудничества.

На региональном уровне, например в г.Пензе,  координация работы в области молодежной политики осуществляется Комитетом по физической культуре, спорту и молодёжной политике города Пензы. Непосредственное исполнение функций осуществляет его структурное подразделение – отдел по молодёжной политике, задачами которого являются:

  • организация      и проведение общегородских массовых мероприятий по молодежной политике;
  • организация      комплексного решения актуальных социальных проблем молодежи в учреждениях.

В систему по работе с молодёжью входят: Комитет по физической культуре, спорту и молодёжной политике города Пензы, Управление образования города Пензы, Управление культуры города Пензы, Социальное управление города Пензы, Управление ФСНК по Пензенской области, учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, дополнительного образования детей, муниципальное бюджетное учреждение «Молодёжный центр «Юность» города Пензы, муниципальное бюджетное учреждение «Молодёжный центр «Орион» города Пензы, детские и молодёжные общественные организации и объединения города Пензы, Городской штаб ОМОД, городской Штаб студенческих отрядов, Пензенская городская молодежная общественная организация «Мобильные отряды студентов», Пензенская региональная общественная организация «Молодёжный патриотический союз», средства массовой информации.

Кажется, комментарии излишни.

Какие бы организации ни занимались воспитанием  подрастающего поколения, всё же доминанта принадлежит семье. Дети учатся на примере своих родителей. Они берут за образец не слова (какими бы замечательными они ни были), а реальные поступки, совершаемые родителями. Как тут не вспомнить пословицу про яблоню и яблоко.

2.Кто виноват  и что делать?

В предыдущей  статье в общем виде был дан анализ причин негативных явлений в молодежной среде. Теперь попробуем ответить в том же направлении на извечный наш вопрос: кто виноват и что делать?

 Государство.

Наше государство еще не готово предложить молодежи четкие ориентиры, цели и задачи, которые хотя бы приближенно могли бы заменить прежнюю идеологию и  настрой современной молодёжи. Большинство действующих государственных и региональных проектов и программ по воспитанию и профилактике негативных явлений в молодежной среде являются малоэффективными.

Государство должно действовать комплексно, а не распылять решение молодежных проблем по различным ведомствам, переориентировать государственные службы по работе с молодежью от текущей работы к перспективам, серьезно заняться  решением кадрового вопроса, подготовкой специалистов для работы с молодежью, воспользовавшись потенциалом формальных и неформальных лидеров молодежных объединений, созданием и поддержкой  молодежных организаций и движений.

Семья.

Семья и брак все больше теряют свои социальные функции. Ни что так не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Именно семейные проблемы и конфликты вызывают значительное количество негативных явлений. Сформированные в раннем детстве основные черты личности в дальнейшем почти не изменяются, и чем старше ребенок, тем меньше у него вероятности для воспитания соответствующих личностных черт.Воспитательная функция семьи не может быть заменена никаким другим институтом.

Необходимо научить родителей  любить своего ребенка, уважать его, видеть в нем личность, прививать чувство самоуважения, стать для него учителем и наставником, окружить его светлым и радостным,не быть с ним жестоким и тогда он никогда не ударит слабого, не пройдет мимо беды, не бросит родителей на произвол судьбы – ибо он будет настоящим человеком. .

Образование.

В настоящее время образование в школе почти полностью вытеснило воспитание, поэтому недостаточное внимание уделяется  современным практикам воспитания и социальной компетентности молодых людей. В связи с чем молодой человек, который вступает в самостоятельную жизнь, не всегда имеет адекватные знания и модели поведения.

Воспитательная работа должна занять по значимости одно из первых мест в современной школе. Именно во время учебы в школе человек проходит путь от ребенка до самостоятельного подростка, именно на эти же годы приходится переходный возраст. В школе развиваются черты, заложенные в детстве, и формируется взрослая и полноценная личность. Вот почему  школе наряду с семьей должна принадлежать ведущая роль в воспитании  подрастающих поколений. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, – вот главная задача школы. Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и школы, поэтому взаимодействие семьи и школы является актуальным и востребованным.

Однако, в современных условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях. Их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих других социальных институтов: средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций.
Укрепление семьи, возрождение российских традиций семейных отношений – должно быть главным в работе всех социальных институтов.

Воспитание в школе и семье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *