Профилактика коррупции в школе

Школа – ячейка общества. Что происходит в обществе, то – и в школе. К сожалению, в последнее время данное явление у нас переросло в значительную проблему: то вдруг выясняется, что директор школы на скромную зарплату построил роскошный дворец, то вымогают взятку при устройстве ребенка  в школу, то кому-то помогли получить высокий балл на ЕГЭ… Не прекращаются и жалобы  на поборы в школах.

Истоки школьной коррупции:

  • Недостаточное бюджетное финансирование. Естественное стремление обеспечить более комфортные условия обучения и воспитания, сделать школу  более конкурентноспособной заставляет ее администрацию изыскивать дополнительные материальные ресурсы. При этом легче всего использовать пути наименьшего сопротивления – организовать сборы средств  родителей в фонд школы: т.н. вступительные взносы при поступлении в школу, принуждение к благотворительности, сборы на охрану, на ремонт, на приобретение мебели и т.д. Как правило, деньги собираются налом, а наличие «живых» денег обычно чревато соблазнами.
  • Использование коррупционной составляющей  действующего законодательства об образовании. Например, законодательством не запрещается привлечение для целей образования на добровольной основе спонсорской помощи, средств родителей, организаций, предприятий.  Администрация школы использует данный факт для будто – бы добровольных взносов, которые фактически являются  обязательными. Обычно сборы осуществляются по классам классными руководителями, сдаются иногда директору школы или другим лицам, хранятся наличкой или в сейфе директора, или в бухгалтерии, не приходуются, квитанции родителям не выдаются, отчет об их расходовании до сведения родителей не доводится. Установить, было ли присвоение  или нет, как правило, не представляется возможным.
  • Декларативный характер положения законодательства о равнодоступности качественного образования. С 1992 года образование перестало называться  народным. Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Родители, имеющие достаточные доходы, отдают своих детей в более престижные школы, отправляют учиться за границу, нанимают репетиторов… Они же могут оказать школе и большую материальную поддержку, тем самым способствуя росту ее конкурентноспособности. Желающих поступить в такую школу становится больше ее возможностей. Создаются  условия для одних дать, а для других взять.
  • Перенесение рыночных отношений в образовательную среду. Постановка перед школой задачи обеспечить выполнение работ и услуг переносит образовательный процесс в сферу производственных отношений. В бизнесе главное – прибыль. А тут, как говорится, все средства хороши, в т.ч. и коррупция.
Многолетний опыт инспектирования образовательных учреждений показывает, что в школах сложились определенные формы коррупционных схем:
  • Вступительные взносы при поступлении ребенка в школу под видом благотворительности в форме финансового взноса конкретной  суммы, предложение приобрести мебель, оплатить ремонт и т.д.;
  • Единовременный взнос на приобретение чего-либо (на учебники, форму, мебель, компьютеры и т.д.), на подготовку школы  к началу учебного года и т.д.; 
  • Систематические (ежемесячные) сборы установленной суммы в фонд школы: на оплату охраны, интернета, сайта, на приобретение канцтоваров, текущие расходы  и др. услуги;
  • Инициативы родителей (предложение отдельной группы родителей по сбору денег на подарок учителю, директору, школе, на шторы, на установку пластокон и т.д., и возведение его в ранг добровольно-обязательного); 
  • Репетиторство с учеником данной школы;
  • Вознаграждение учителю за содействие по зачислению ребенка в престижный класс, группу, факультатив и др.; 
  • Благодарность родителей за более высокие оценки, исправление оценок при выпуске из школы и др.;
  • Общественные фонды, созданные, как правило, по инициативе директора школы для формализации распределения родительских и спонсорских средств. Как правило, приоритеты в распределении средств фонда отдаются предложениям  директора школы.
Этот перечень далеко не полный и каждый может дополнить его своими конкретными примерами – креатив коррупционера безграничен.
Как и всякое негативное явление, коррупцию легче предотвратить, чем с ней бороться. Несколько примеров ее профилактики:
1. Достаточное финансовое обеспечение образования. В последнее время в этом направлении делаются определенные шаги как на уровне федеральных, так и региональных органов власти. Стараются в этом направлении и муниципалитеты. В школы поступает новое оборудование, особенно цифровые средства обучения, повышается зарплата педработников, ремонтируются школьные помещения и т.д. Конечно, желательно иметь большую поддержку. Но и на эти средства жить можно. Главное – надо научиться жить по средствам. Хочешь жить лучше – зарабатывай, благо закон №83-ФЗ предоставляет  такую возможность: вся прибыль, полученная школой от приносящей доход деятельности, теперь остается у учреждения, если оно является бюджетным или автономным. В таком  случае не потребуется облагать родителей данью и меньше соблазнов. В этих условиях задача директора школы – быть эффективным менеджером.
2. Обеспечение достойной зарплаты учителю не за счет интенсификации труда (увеличения учебной нагрузки), а за качество работы. Действующая система оплаты труда в настоящее время позволяет реализовывать этот принцип, надо только умело им пользоваться.
3. Достижение каждой школой  высокого уровня реализации государственных образовательных  стандартов (при наличии соответствующих материальной базы и кадров) на основе  качественного выполнения муниципального задания. В этом случае каждая школа дает выпускнику качественное образование в объеме стандарта и тем самым  обеспечивается его равнодоступность. Т.о. родителю не надо будет предлагать взятку при выборе школы – любая школа дает качественное образование. Всё остальное, сверх стандарта, обеспечивается по желанию родителя за счет дополнительных образовательных услуг, в т.ч. и платных. При этом учащимся следует предоставить право получать их не только в своей школе (разрешить школе комплектовать группы из учащихся разных школ).
4.    Создание профильных школ  (общеобразовательных, гуманитарных, математических, технологических, естественных, художественных и т.д.) в составе старших классов, школ для одаренных детей. При этом соблюдается установленный законодательством принцип равного права на выбор родителями образовательного учреждения. Возможности этого заложены в законодательстве об образовании – в школах введено профильное обучение.
5.    Помощь родителей школе должна осуществляться только на добровольной основе в строгом соответствии с действующим законодательством: через банковские счета, добровольные пожертвования, дарение, благотворительные взносы с  оформлением соответствующих документов. При этом обеспечиваются подотчетность, контроль дарителя, возможность влияния на школу.
6.    Введение в школах тьюторов, решительно пресекая случаи репетиторства учителей с учащимися своей школы.
7.    Усиление контроля администрации за объективностью оценки знаний обучающихся.
8.    Минимизация рыночных отношений в образовании. Школа – это там, где учат.
9.    Повышение ответственности Учредителя за качество работы образовательных учреждений.

10. Усиление роли общественного управления школой: управляющих, наблюдательных советов, родительских комитетов,  поставив под их контроль финансовые потоки в учреждении. Потребовать от школы предоставления ежегодного публичного финансового отчета перед участниками образовательного процесса, в т.ч. на сайте школы.

22 комментария к “Профилактика коррупции в школе”

  1. Помогите найти или может вы сможете предоставить готовую должностную инструкцию уполномоченного должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в общеобразовательных школах. Буду благодарен, если вы сможете выслать мне на указанную эл. почту, с Уважением Анатолии (Санкт-Петербург)

    Ответить
    • Уважаемый Анатолий!
      Попробую помочь вам, ибо подобных уполномоченных должностных лиц в образовательных учреждениях не предусмотрено. Как правило, антикоррупционная работа возлагается на рабочую антикоррупционную комиссию, которую возглавляет председатель. В ее состав также входят заместитель председателя, секретарь и члены комиссии. Членами комиссии могут быть: представитель Совета школы, председатель профсоюзной организации, председатель общешкольного родительского комитета и др. Комиссия функционирует на основании школьного локального акта – Положения о комиссии по противодействию коррупции.
      Ответственность за антикоррупционную работу в школе обычно возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Как правило, он же отвечает и за работу Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
      Что же касается иных правонарушений среди работников ОУ, то в практике подобных комиссий относительно педагогического и иного персонала в школе не создается, т.к. считается, что таковых в школе не должно быть априори.
      Для нахождения Положений обратитесь к любой поисковой системе с запросом: Положение об антикоррупционной комиссии в школе. Получите достаточно примеров. Можно также посмотреть – План мероприятий по противодействию коррупции в образовательном учреждении.
      Удачи Вам! Ветеран наробраза.
      PS. Прочитал информацию «О реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге (по итогам 2012 года)». Боольшая работа проводится! Только удивляет одно – в городе от этого коррупция не убавляется: то «трубное», то «мусорное» дело, то иной коррупционный скандал.

      Ответить
  2. У нас в школе премии получают несколько человек.В основном работают люди предпенсионного возраста. Трое молодых. Все молчат. За свои деньги покупают бумагу, картридж для принтера, краску, возят на такси в другой город детей на олимпиады. В выходной, если работаешь, не оплачивают. Начинеаешь требовать-травят родителей, детей на учителя. Придираются ко всему. Зачем грамотный педагог школе? Легче с теми, кто молчит!

    Ответить
    • Уважаемая Наталья!
      Вы сами определили причину. Преодолейте страх – и тогда все получится. Советуем также ознакомиться с материалом «Об оплате труда руководителей и педработников в 2014 г.» на «Страничке директора» в нашем блоге.

      Ответить
  3. Вы писали о недопустимости тербования денег на рабочие тетради на основании расширенной программы обучения в гимназии. Укажите пожалуйста источник. Это закон или приказ какой?

    Ответить
    • Добрый день, Даниил!
      См. ст. ст. 8, 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Проблема в том, относятся ли рабочие тетради к учебным пособиям. Судя по материалам органов прокуратуры на данную тему, размещенным в Интернете, ответ утвердительный. Вместе с тем вот как отвечает на подобный вопрос Елена Болотова (24.06.2013 Российский общеобразовательный портал «Вопросы-ответы по праву в образовании»):
      «…Однако все зависит от политики субъекта РФ. Если у него хватит выделить средства не только на закупку учебников, которую производит школа, то и рабочие тетради, а также другие средства обучения, необходимые на уроке, школа закупит и раздаст всем ученикам. Традиционно субъекты РФ удовлетворяют только потребности школы в средствах обучения, которые носят многоразовый характер использования, например, в учебниках. Другие средства обучения, которые должны выдаваться ученикам в бесплатное пользование, но имеющие разовый характер использования, закупают родители. Это не противоречит ст. 43 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ».

      P.S. Напоминаем, ответ имеет информационный характер. Для практического решения вопроса советуем обратиться в орган управления образованием или прокуратуру.

      Ответить
  4. Большое спасибо за расплывчатый, но оперативный ответ ответ. Сегодня у меня встреча с директором школы на которую пожаловался в Департамент. Если интересно расскажу завтра. Спасибо за сайт. Больше таких нет. Не всё удобно, но это не главное. В одном месте столько конкретики не найдешь. Я из Москвы.

    Ответить
    • Дело в том, что блог только информационный, поэтому конкретного толкования, разъяснений не предполагается, т.к. ответы не имеют юридической силы.

      Ответить
  5. А что делать,если директор облагает налогами работников школы?Когда какой то библиотекарь получает 50000 руб.,а молодая учительница ведущая три предмета(биологию,химию,географию) 15000- 18000 руб.При,этом учительница технологии,припадающая 4-ре часа в неделю,получает 25000.
    Вот,что делать при таком,мягко говоря без приделе?

    Ответить
    • Уважаемый Саша! Схема, о которой Вы пишите, давно известна. Самое сложное – решиться ее разорвать и доказать. Кто бы отказался от халявы?

      Ответить
      • Решится её разорвать ? А как её разорвёшь, если эта схема-паутина-клубок,завязан в плоть до администрации города? Соответственно, все кругом повязаны, в плоть до ФСБ.Я попробовала-попыталась её разорвать. В итоге, повестка в прокуратуру.Где я получила впечатляющий отказ на своё заявление и тонкий намёк.На то,что если я не закрою свой рот,то однозначно буду иметь проблемы с правоохранительными органами, в плоть до лишения свободы. В итоге,зарплата моя стала ещё меньше,ну и соответственно я уволилась.)Общаюсь с знакомыми из других школ, мда,всё тоже самое.((( Хочешь зарабатывать в образовании ? Плати-тип делись-тип откат.((( Блин,больше всего, убивает этот цирк телевизионный, по поводу Российского образования.(( Сейчас работаю в коммерции ,не по своему профилю конечно.(( Но,всем довольна. Нуу почти всем.)))) Зарплата блин,в конверте.( Но,достойная. 😉

        Ответить
  6. Скажите пожалуйста, имеет ли право учреждение посредством чековой книжки снимать наличные деньги, поступившие по договорам пожертвования?

    Ответить
  7. Здравствуйте, подскажите пожалуйста, у меня двое детей учатся в школе № 16 города Омска, там систематически проводятся поборы в фонд школы и фонд класса, при чем даже если ты сдал в фонд школы 1000 руб. раз в год, то в течении года директор обязательно еще попросит сдать деньги дополнительно на ремонт туалетов, фантанчиков и т.д., повод всегда найдется. Стоимость питания в столовой просто зашкаливает. 1 порция творожной запеканки стоит 96 руб., это с учетом того что творог в магазине стоит 160 руб./кг, булочка с сахаром 16 руб., даже в магазинах таких цен нет. Я хочу прекратить это безобразие и наказать виновных.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! По вопросам школьных поборов вы можете обратиться с письменным заявлением в орган управления образованием и прокуратуру. Причем, возможно в региональном органе управления образования есть горячая линия по данному вопросу (узнать можно на сайте).
      По вопросу стоимости питания также можно обратиться в прокуратуру и общество защиты прав потребителей. Также возможно это сделать в электронном виде (узнайте на сайте). Сколько можно терпеть?

      Ответить
  8. Здравствуйте.
    В музыкальной школе педагог по сольфеджио при 1ой встрече заявляет:”я сразу могу определить,будет ваш ребенок музыкантом или нет!вот ваш мальчик не будет!”
    После чего следуют намеки на частные занятия.При отсутствии реакции начинается дискриминация в группе.При смене педагога-дискриминация директором (снятия с отчетных концертов и т.д.).Школу,естественно,в конце года сменим,но как остановить такие тенденции?!

    Ответить
    • Добрый день, Даниил Сергеевич! Подобную изощренность правовым способом остановить затруднительно, ибо доказать очень трудно. Может из посетителей блога кто-то подскажет.

      Ответить
  9. Здравствуйте так куда обращаться? В школе продают Путевки в лагерь по 45 тысяч, я позвонила в лагерь и узнала что путевки стоят по 16!!! Как с этим бороться? Из за коррупции мои дети не едут на море! У меня нет возможности платить 45, а 16 вполне по силам

    Ответить
    • Добрый день, Боена! Обращаться следует в прокуратуру, предварительно проконсультировавшись в местном управлении образованием.

      Ответить
  10. Прошу дать разъяснения о законности денежных ежегодных ежемесячных сборов в СОШ 49 кировского района города новосибирска.
    Каждый год директор школы Турикова И.В. действуя через классных руководителей, а те через родительский комитет осуществляет денежные сборы называя их  “попечительским фондом школы”. С родителей эти деньги буквально требуют, кто не сдал в прошлом году, обязан сдать в будущем, долги фиксируют и все внимательно считают. Сумма сбора 50руб/мес. с 1 ученика, то есть в год 450 руб с 1 ученика, а далее математика не сложная!
    Каждый год директор проводит общешкольное собрание, где раздается материал о статьях расходов школы, о том что необходим ремонт и так далее, список велик, для чего эта информация родителям? А далее нас срочно заставляют сдать деньги непонятно кому и не понятно на что!
    Прошу дать разъяснения о правомерности действий директора школы, классных руководителей и “родительского комитета”!
    Прошу подсказать к кому обратиться с данной проблемой и как ее решить. Я многодетная мать, платить за каждого ребенка мне тяжело, школа не дает никаких бумаг (пко или чек) за принятые суммы!

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! Приводим заявление по данному поводу начальника Департамента госполитики в образовании Минпросвещения Евгения Семченко в эфире радиостанции «Комсомольская правда»: “По поводу поборов рецепт очень простой — нужно незамедлительно сообщить об этом факте в органы прокуратуры.Если такие факты будут известны — именно факты, а не слухи, мы соответствующие решения, в том числе кадровые, будем принимать”.

      Ответить

Добавить комментарий для Саша Отменить ответ