Профилактика коррупции в школе

Опубликовано: 10.12.2011 11:57
Рубрика: Образование
Школа — ячейка общества. Что происходит в обществе, то — и в школе. К сожалению, в последнее время данное явление у нас переросло в значительную проблему: то вдруг выясняется, что директор школы на скромную зарплату построил роскошный дворец, то вымогают взятку при устройстве ребенка  в школу, то кому-то помогли получить высокий балл на ЕГЭ… Не прекращаются и жалобы  на поборы в школах.

Истоки школьной коррупции:

  • Недостаточное бюджетное финансирование. Естественное стремление обеспечить более комфортные условия обучения и воспитания, сделать школу  более конкурентноспособной заставляет ее администрацию изыскивать дополнительные материальные ресурсы. При этом легче всего использовать пути наименьшего сопротивления – организовать сборы средств  родителей в фонд школы: т.н. вступительные взносы при поступлении в школу, принуждение к благотворительности, сборы на охрану, на ремонт, на приобретение мебели и т.д. Как правило, деньги собираются налом, а наличие «живых» денег обычно чревато соблазнами.
  • Использование коррупционной составляющей  действующего законодательства об образовании. Например, законодательством не запрещается привлечение для целей образования на добровольной основе спонсорской помощи, средств родителей, организаций, предприятий.  Администрация школы использует данный факт для будто — бы добровольных взносов, которые фактически являются  обязательными. Обычно сборы осуществляются по классам классными руководителями, сдаются иногда директору школы или другим лицам, хранятся наличкой или в сейфе директора, или в бухгалтерии, не приходуются, квитанции родителям не выдаются, отчет об их расходовании до сведения родителей не доводится. Установить, было ли присвоение  или нет, как правило, не представляется возможным.
  • Декларативный характер положения законодательства о равнодоступности качественного образования. С 1992 года образование перестало называться  народным. Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Родители, имеющие достаточные доходы, отдают своих детей в более престижные школы, отправляют учиться за границу, нанимают репетиторов… Они же могут оказать школе и большую материальную поддержку, тем самым способствуя росту ее конкурентноспособности. Желающих поступить в такую школу становится больше ее возможностей. Создаются  условия для одних дать, а для других взять.
  • Перенесение рыночных отношений в образовательную среду. Постановка перед школой задачи обеспечить выполнение работ и услуг переносит образовательный процесс в сферу производственных отношений. В бизнесе главное – прибыль. А тут, как говорится, все средства хороши, в т.ч. и коррупция.
Многолетний опыт инспектирования образовательных учреждений показывает, что в школах сложились определенные формы коррупционных схем:
  • Вступительные взносы при поступлении ребенка в школу под видом благотворительности в форме финансового взноса конкретной  суммы, предложение приобрести мебель, оплатить ремонт и т.д.;
  • Единовременный взнос на приобретение чего-либо (на учебники, форму, мебель, компьютеры и т.д.), на подготовку школы  к началу учебного года и т.д.; 
  • Систематические (ежемесячные) сборы установленной суммы в фонд школы: на оплату охраны, интернета, сайта, на приобретение канцтоваров, текущие расходы  и др. услуги;
  • Инициативы родителей (предложение отдельной группы родителей по сбору денег на подарок учителю, директору, школе, на шторы, на установку пластокон и т.д., и возведение его в ранг добровольно-обязательного); 
  • Репетиторство с учеником данной школы;
  • Вознаграждение учителю за содействие по зачислению ребенка в престижный класс, группу, факультатив и др.; 
  • Благодарность родителей за более высокие оценки, исправление оценок при выпуске из школы и др.;
  • Общественные фонды, созданные, как правило, по инициативе директора школы для формализации распределения родительских и спонсорских средств. Как правило, приоритеты в распределении средств фонда отдаются предложениям  директора школы.
Этот перечень далеко не полный и каждый может дополнить его своими конкретными примерами – креатив коррупционера безграничен.
Как и всякое негативное явление, коррупцию легче предотвратить, чем с ней бороться. Несколько примеров ее профилактики:
1. Достаточное финансовое обеспечение образования. В последнее время в этом направлении делаются определенные шаги как на уровне федеральных, так и региональных органов власти. Стараются в этом направлении и муниципалитеты. В школы поступает новое оборудование, особенно цифровые средства обучения, повышается зарплата педработников, ремонтируются школьные помещения и т.д. Конечно, желательно иметь большую поддержку. Но и на эти средства жить можно. Главное – надо научиться жить по средствам. Хочешь жить лучше – зарабатывай, благо закон №83-ФЗ предоставляет  такую возможность: вся прибыль, полученная школой от приносящей доход деятельности, теперь остается у учреждения, если оно является бюджетным или автономным. В таком  случае не потребуется облагать родителей данью и меньше соблазнов. В этих условиях задача директора школы – быть эффективным менеджером.
2. Обеспечение достойной зарплаты учителю не за счет интенсификации труда (увеличения учебной нагрузки), а за качество работы. Действующая система оплаты труда в настоящее время позволяет реализовывать этот принцип, надо только умело им пользоваться.
3. Достижение каждой школой  высокого уровня реализации государственных образовательных  стандартов (при наличии соответствующих материальной базы и кадров) на основе  качественного выполнения муниципального задания. В этом случае каждая школа дает выпускнику качественное образование в объеме стандарта и тем самым  обеспечивается его равнодоступность. Т.о. родителю не надо будет предлагать взятку при выборе школы — любая школа дает качественное образование. Всё остальное, сверх стандарта, обеспечивается по желанию родителя за счет дополнительных образовательных услуг, в т.ч. и платных. При этом учащимся следует предоставить право получать их не только в своей школе (разрешить школе комплектовать группы из учащихся разных школ).
4.    Создание профильных школ  (общеобразовательных, гуманитарных, математических, технологических, естественных, художественных и т.д.) в составе старших классов, школ для одаренных детей. При этом соблюдается установленный законодательством принцип равного права на выбор родителями образовательного учреждения. Возможности этого заложены в законодательстве об образовании – в школах введено профильное обучение.
5.    Помощь родителей школе должна осуществляться только на добровольной основе в строгом соответствии с действующим законодательством: через банковские счета, добровольные пожертвования, дарение, благотворительные взносы с  оформлением соответствующих документов. При этом обеспечиваются подотчетность, контроль дарителя, возможность влияния на школу.
6.    Введение в школах тьюторов, решительно пресекая случаи репетиторства учителей с учащимися своей школы.
7.    Усиление контроля администрации за объективностью оценки знаний обучающихся.
8.    Минимизация рыночных отношений в образовании. Школа — это там, где учат.
9.    Повышение ответственности Учредителя за качество работы образовательных учреждений.

10. Усиление роли общественного управления школой: управляющих, наблюдательных советов, родительских комитетов,  поставив под их контроль финансовые потоки в учреждении. Потребовать от школы предоставления ежегодного публичного финансового отчета перед участниками образовательного процесса, в т.ч. на сайте школы.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Автор:
* * *
  • 05.04.2013 Анатолий писал(а):
    Анатолий

    Помогите найти или может вы сможете предоставить готовую должностную инструкцию уполномоченного должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в общеобразовательных школах. Буду благодарен, если вы сможете выслать мне на указанную эл. почту, с Уважением Анатолии (Санкт-Петербург)

    • 08.04.2013 eduinspector писал(а):
      eduinspector

      Уважаемый Анатолий!
      Попробую помочь вам, ибо подобных уполномоченных должностных лиц в образовательных учреждениях не предусмотрено. Как правило, антикоррупционная работа возлагается на рабочую антикоррупционную комиссию, которую возглавляет председатель. В ее состав также входят заместитель председателя, секретарь и члены комиссии. Членами комиссии могут быть: представитель Совета школы, председатель профсоюзной организации, председатель общешкольного родительского комитета и др. Комиссия функционирует на основании школьного локального акта — Положения о комиссии по противодействию коррупции.
      Ответственность за антикоррупционную работу в школе обычно возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Как правило, он же отвечает и за работу Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
      Что же касается иных правонарушений среди работников ОУ, то в практике подобных комиссий относительно педагогического и иного персонала в школе не создается, т.к. считается, что таковых в школе не должно быть априори.
      Для нахождения Положений обратитесь к любой поисковой системе с запросом: Положение об антикоррупционной комиссии в школе. Получите достаточно примеров. Можно также посмотреть — План мероприятий по противодействию коррупции в образовательном учреждении.
      Удачи Вам! Ветеран наробраза.
      PS. Прочитал информацию «О реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге (по итогам 2012 года)». Боольшая работа проводится! Только удивляет одно – в городе от этого коррупция не убавляется: то «трубное», то «мусорное» дело, то иной коррупционный скандал.

  • 02.02.2014 Наталья писал(а):
    Наталья

    У нас в школе премии получают несколько человек.В основном работают люди предпенсионного возраста. Трое молодых. Все молчат. За свои деньги покупают бумагу, картридж для принтера, краску, возят на такси в другой город детей на олимпиады. В выходной, если работаешь, не оплачивают. Начинеаешь требовать-травят родителей, детей на учителя. Придираются ко всему. Зачем грамотный педагог школе? Легче с теми, кто молчит!

    • 03.02.2014 eduinspector писал(а):
      eduinspector

      Уважаемая Наталья!
      Вы сами определили причину. Преодолейте страх – и тогда все получится. Советуем также ознакомиться с материалом «Об оплате труда руководителей и педработников в 2014 г.» на «Страничке директора» в нашем блоге.

  • 09.04.2014 Даниил Кузнецов писал(а):
    Даниил Кузнецов

    Вы писали о недопустимости тербования денег на рабочие тетради на основании расширенной программы обучения в гимназии. Укажите пожалуйста источник. Это закон или приказ какой?

    • 11.04.2014 eduinspector писал(а):
      eduinspector

      Добрый день, Даниил!
      См. ст. ст. 8, 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Проблема в том, относятся ли рабочие тетради к учебным пособиям. Судя по материалам органов прокуратуры на данную тему, размещенным в Интернете, ответ утвердительный. Вместе с тем вот как отвечает на подобный вопрос Елена Болотова (24.06.2013 Российский общеобразовательный портал «Вопросы-ответы по праву в образовании»):
      «…Однако все зависит от политики субъекта РФ. Если у него хватит выделить средства не только на закупку учебников, которую производит школа, то и рабочие тетради, а также другие средства обучения, необходимые на уроке, школа закупит и раздаст всем ученикам. Традиционно субъекты РФ удовлетворяют только потребности школы в средствах обучения, которые носят многоразовый характер использования, например, в учебниках. Другие средства обучения, которые должны выдаваться ученикам в бесплатное пользование, но имеющие разовый характер использования, закупают родители. Это не противоречит ст. 43 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ».

      P.S. Напоминаем, ответ имеет информационный характер. Для практического решения вопроса советуем обратиться в орган управления образованием или прокуратуру.

  • 15.04.2014 Даниил Кузнецов писал(а):
    Даниил Кузнецов

    Большое спасибо за расплывчатый, но оперативный ответ ответ. Сегодня у меня встреча с директором школы на которую пожаловался в Департамент. Если интересно расскажу завтра. Спасибо за сайт. Больше таких нет. Не всё удобно, но это не главное. В одном месте столько конкретики не найдешь. Я из Москвы.

    • 16.04.2014 eduinspector писал(а):
      eduinspector

      Дело в том, что блог только информационный, поэтому конкретного толкования, разъяснений не предполагается, т.к. ответы не имеют юридической силы.

  • 26.03.2015 Саша писал(а):
    Саша

    А что делать,если директор облагает налогами работников школы?Когда какой то библиотекарь получает 50000 руб.,а молодая учительница ведущая три предмета(биологию,химию,географию) 15000- 18000 руб.При,этом учительница технологии,припадающая 4-ре часа в неделю,получает 25000.
    Вот,что делать при таком,мягко говоря без приделе?

    • 30.03.2015 eduinspector писал(а):
      eduinspector

      Уважаемый Саша! Схема, о которой Вы пишите, давно известна. Самое сложное — решиться ее разорвать и доказать. Кто бы отказался от халявы?

      • 04.02.2016 Саша писал(а):
        Саша

        Решится её разорвать ? А как её разорвёшь, если эта схема-паутина-клубок,завязан в плоть до администрации города? Соответственно, все кругом повязаны, в плоть до ФСБ.Я попробовала-попыталась её разорвать. В итоге, повестка в прокуратуру.Где я получила впечатляющий отказ на своё заявление и тонкий намёк.На то,что если я не закрою свой рот,то однозначно буду иметь проблемы с правоохранительными органами, в плоть до лишения свободы. В итоге,зарплата моя стала ещё меньше,ну и соответственно я уволилась.)Общаюсь с знакомыми из других школ, мда,всё тоже самое.((( Хочешь зарабатывать в образовании ? Плати-тип делись-тип откат.((( Блин,больше всего, убивает этот цирк телевизионный, по поводу Российского образования.(( Сейчас работаю в коммерции ,не по своему профилю конечно.(( Но,всем довольна. Нуу почти всем.)))) Зарплата блин,в конверте.( Но,достойная. 😉

        • 06.02.2016 eduinspector писал(а):
          eduinspector

          Добрый день, Саша! Все это, конечно, хорошо. Но серая зарплата и будущая пенсия — несовместимы.

  • 16.06.2015 Ирина Алексеевна писал(а):
    Ирина Алексеевна

    Скажите пожалуйста, имеет ли право учреждение посредством чековой книжки снимать наличные деньги, поступившие по договорам пожертвования?

    • 20.06.2015 eduinspector писал(а):
      eduinspector

      Добрый день, Ирина Алексеевна! По данному вопросу советуем обратиться в орган управления образованием.

Есть что добавить?

Ваш e-mail не будет опубликован.
You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>